Групповой снимок учащихся Ростовской школы, май 1926 г. // ГМЗРК. ФТ-3806. |
Елена Рогушкина - старший научный сотрудник отдела
Истории Нового времени и ГИС ГМЗ "Ростовский кремль" продолжает
публикацию воспоминаний Заслуженного учителя РСФСР и Почетного гражданина
г. Ростова Веры Дмитриевны Титовой, которые хранятся в архиве Ростовского музея
и в школьном архиве гимназии имени А.Л. Кекина. Предыдущие публикации воспоминаний
смотрите: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10.
На сей раз публикуем ее заметку о так
называемой «летней школе», которая, по мысли учредителей, должна была
стать «базой для работ в осенне-зимнем триместре будущего учебного года».
РФ ГАЯО ФР – 1165 Оп. 2 Д. 62.
Летняя школа
Одновременно с проведением весенне-летнего триместра в школе Девятилетке
имени В.И. Ленина проводилась летняя школа, обычно она проходила в течение июля
месяца (в 1925 – 1927 гг.)
Один раз я взяла для проработки тему: «Лен, его обработка и значение в
народном хозяйстве». Эту же тему в 9-ой группе изучили под руководством А.И.
Морозова (учителя биологии).
Я воспользовалась многими данными из его проработки, но и сама
проработала немало из справочников (или руководств) выписала такие статьи: Технология
волокнистых веществ и Чесальное производство. Этим материалом я пользовалась на
уроках. Раза два или три ходили на фабрику Рольма, где в различных цехах
получили ценные объяснения процесса работы. Были составлены красочные
диаграммы. К сожалению, они не сохранились: диаграммы были взяты на какую-то
выставку работ учащихся и должно быть не были возвращены.
А.И. Морозов вместе с учащимися оформил очень красивый и интересный стенд
на тему: «Лен и его обработка». Этот стенд долго хранился в кабинете естествознания
в школе Девятилетке, и многие учителя пользовались им, когда изучался вопрос о
культуре льна.
В другой раз в пятой группе я, вместе с преподавателем обществоведения,
взяла тему: Наш край (Ярославская губерния и, в частности, Ростовский уезд).
Преподаватель обществоведения изучал с учащимися жизнь наших отдаленных
предков, населяющих наш край. Несколько раз посетили Белую палату. (Так тогда
назывался музей-заповедник).
Я на уроках математики рассказала о народном хозяйстве Ярославской
губернии и Ростовского уезда того времени т.е., примерно, в 1925 – 27 гг.
Мы составили такие диаграммы:
1) Число
волостей в уездах Ярославской губернии
2) Плотность
сельского населения Ярославской губернии
3) Площадь,
занимаемая каждым уездом Ярославской губернии
4) Число
жителей в уездах Ярославской губернии
5) Число
школ в волостях Ростовского уезда
6) Число
селений в волостях Ростовского уезда
7) Число
дворов в волостях Ростовского уезда
Имеются еще две большие диаграммы:
1) Число школ в волостях Ростовского уезда (диаграмма
такая же, как № 5)
2) Пионерские
организации в Угодичской волости.
Вот очень краткое описание летней школы. Мне хочется подчеркнуть, чем
объяснить проведение с учащимися занятий летом. Партия и правительство молодой
Советской республики проявляли много забот о школе. Также много внимания
уделяли развитию и укреплению школы В.И. Ленин и Н.К. Крупская. Цель
организации летней школы – дать учащимся как можно больше прочных знаний,
закрепляющих программный материал, а иногда дополняющих ту или другую тему. И
мы, учителя. Охотно шли навстречу этому мероприятию, сознавая, что наши
школьники должны обладать крепкими знаниями основ наук. Мы должны были готовить
образованных людей – будущих строителей социалистического общества.
Заслуженный учитель школы РСФСР
В. Титова (пенсионерка.)
Почетный гражданин г. Ростова.
К тексту источника приложены две лекции на темы: «Технология волокнистых
веществ» и «Чесальное производство», а так же диаграммы, перечисленные выше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий