На следующий день нас разбудили в три часа. Почему так
рано? На молитву. Где-то около четырех часов утра, не завтракая, небольшой
молодежный коллектив подворья выдвинулся из Авраамиева монастыря в сторону
вокзала пешком. Там мы сели на электричку, она до сих пор так и ходит без
десяти пять до Александрова. На станции Петровск мы вышли, поднялись на мост
через железную дорогу и сели в ПАЗик на рейсовый автобус «Захарово-Годеново».
Получилось, что на второй день мы выехали сразу в деревню. Тогда мы с любопытством
рассматривали заросшие буйной травой поля, брошенные скотники, залитый водой
лес у закупоренных трассой участков.
После поселка Приозерный с некрашеными со времени
строительства бараками, автобус остановился в поле. Наверху на пригорке мы
увидели церковь, один из пяти куполов которой весьма покосился. Красивая
церковь, с потемневшими серыми куполами в шашечку, стояла на вершине холма.
Идти к ней было почти как идти на Голгофу, так как дорогу после дождей размыло,
как-то надо было не ступать сапогами в жидкую грязь. Совсем неудобно стало,
когда на дороге показался тракторист. С большим сожалением мы потеснились,
отошли к полю. Только к восьми часам утра мы добрались до храма. С нами из
автобуса вышли еще пяток бабушек-паломниц, немного большим числом пришли своим
ходом на службу местные старушки. То есть всего на праздничной службе в тот
день было около двадцати человек.
Мы зашли в храм. Было 11 июня, солнце пробивалось сквозь
тучи. Посреди храма стояла огромная печка-буржуйка и топилась, вернее трещала дровами
и обдавала жаром. Сходство с баней усугублялось парным духом. Была Троицкая
седмица, в храме стояли березки, а на полу лежала духовитая трава. Стены
Боголюбского храма были расписаны, на закопченных стенах толстым слоем лежал, а
иногда тек струйками, конденсат. Слева был клирос. На нем службу Воздвижения
Креста Господня пела дородная матушка в окружении выводка детей. Справа, лицом
к народу в простеньком, но старинном киоте стоял Крест. Было видно, как он
затерт и зацелован, но тем не менее производил сильное впечатление. Чудотворная
сила этого резного, в рельефе Распятия неоспорима и невыражаема словами. Надо
чувствовать.
Служил священник с наколкой «ВОВА» на руке, отец Владимир
Алексеев. Мы сразу узнали того тракториста, который проехал мимо нас. Да, у них
был дом, недалеко от входа в храм, но жили они в Петровске, и батюшка
по-другому приехать на службу не мог, только на тракторе. После литургии и
водосвятия нас угодили деревенским молоко и яйцами, роскошным лакомством для
начала 90-х. Храм был при кладбище, а за ним стояла избушка неясного
назначения, где мы перекусили. Там мы познакомились с Анной Александровной
Шефовой, пожилой, но бодрой прихожанкой Николо-Вспольского храма. Громким
фабричным голосом она рассказала, что чудотворный, впрочем, она предпочитала
слово «Животворящий», крест первоначально находился в другом месте, за деревней
Захарово в церкви. В начале советских лет ту церковь закрыли, а верующие
спрятали крест. Она же впервые для меня рассказала страшную историю, как
местный активист напал на крест с топором, пытался отрубить пальцы Спасителя,
отколол мизинчик, однако впоследствии попал топором по пальцу самому себе и
погиб от заражения. Она же подарила нам от руки переписанное «Сказание о
явлении Чудотворного креста и Святителя Николая на Никольском погосте у
Иисусова креста».
Такие паломники как мы привязаны к деревенскому автобусу.
Мы быстро вернулись. Благодаря любезной Александре Александровне Юревич из
научной библиотеки Ростовского кремля у меня скоро появилась ксерокопия Сказания.
Ровно спустя год после незабываемого паломничества у нас родился первенец — наш
сын Андроник. Все это переплелось, и мы каждый год, если не совпадало с
большими праздниками, приезжали сюда отмечать день рождения. Отец Владимир
разрешал служить. В храме, точнее в Боголюбском приделе, удивительная акустика,
точно перед престолом и на амвоне звук усиливается, словно через микрофоны,
колонки и усилитель.
Однако, больше всего мне нравилось, что через открытые
двери храма глядело поле с уходящей к горизонту дорогой, а горизонт окаймлялся
темным хвойным лесом. Так радовало, не знаю почему. В те каникулы мы еще раз
ездили в Годеново, но уже за грибами. Дошли до Захарова, за Сахтинским болотом
солнце подсветило нам далекие храмы Кулачева и Спас-Городца. Также на горизонте
в направлении деревенской улицы как отломанный зуб виднелась колокольня
Погоста. Идти мы туда не могли так, как автобус ушел бы без нас. Через год я
узнал, что земли вокруг села Годенова арендуются Никольским женским монастырем
в Переславле. Кажется, в 1997 году дискетку со Сказанием я передал
матери-игуменье Евстолии. Не думаю, чтобы у нее не было вообще никакой
информации, но в те годы, в принципе, было не до этого.
Мое упорство по поводу урочища «Гора святой Марии»
основано на этом чуде. На примере того, как погибающая деревня, а все деревни
без дороги погибли, постепенно стала всемирно известной. Организовано подворье,
подведена асфальтированная дорога, устроена парковка. Храм и сам Животворящий
крест неспешно отреставрированы с редким для нашего времени вкусом. Многое,
даже очень многое мне не нравится. Вместо русского ландшафта взгляд теперь
упирается в торговую лавку, новая позолота блестит как-то неестественно. Пейзаж
засорен чуждыми Ростовской земле и ее культуре мотивами, а проект построить
здесь византийский храм и навсегда уничтожить локальный образ Родины вызывает
моей содрогание.
Я просил матушку Евстолию взять шефство над горой святой
Марии, правда, не очень настойчиво. Матушка сказала, что помогает двум
епархиями, православной школе, больше уже не в силах. Охотно верю. Как и верю в
то, что колодец святой Марии и священная гора над ним тоже соберет вскоре
множество людей. Не так давно на праздник к Животворящему кресту собиралось
только двадцать человек, и это было немало, а в наши дни приезжают тысячи
паломников, архиереи и священники.
Спаси Господи люди Твоя и
благослови достояние Твое. Победы державе Российской на сопротивныя даруя и
Твое сохраняя Крестом Твоим жительство!
Смотри также:
Записки о. Александра Парфенова: "Игнатьев день".
Смотри также:
Записки о. Александра Парфенова: "Игнатьев день".
Комментариев нет:
Отправить комментарий