вторник, 23 июня 2020 г.

Записки о. Александра Парфенова. Пятница Крестопоклонная


Впервые я увидел Ростов Великий, когда в 1987 году купил экскурсию в Кострому. Автобус проследовал прямо через Соборную площадь. Мельком я увидел кремль и собор, их впечатляющее архитектурное единство. Поскольку я сидел на заднем сиденье, я хорошо запомнил перспективу Ярославского шоссе с ровным рядом тополей. Перспектива тянулась долго и замыкалась на купол храма. Тогда впереди была вся жизнь и весь мир был у моих ног. Никто не мог представить, что ряд лет я буду настоятелем этого храма под большим черным куполом. Такая вот перспектива!
Совсем неважно из-за какой девушки я поехал в компании в Ярославль. С девушкой не сложилось и сошел в Ростове. На Соборной площади базировались автобусы и надо мной настолько довлело житие Преподобного Сергия Радонежского, что я не удосужился пройти к собору и кремлю, удостоив его стильные постройки скользящим взглядом. Помню, как в автобусе мелькнули купола и шпили Яковлевского монастыря, о котором я тоже имел смутное представление.
То ли дело Варницы! Это же место рождения Преподобного, место где совершались чудеса его детства. Хотелось увидеть место, где это происходило, стать как бы их очевидцем. Монастырь был уже открыт и располагался тогда в Варницком погосте, практически в притворе кладбищенских храмов. Первая монашеская братия была колоритна. Бородатый монах у печки, разъезжающий на санях, глуховатый отец Никон, худой-худой, одни глаза отец Сергий, иеромонах. Быстро стемнело, началась вечерняя служба в приделе мученика Уара под фанерными иконами. Перед службой поклонились Кресту, как смогли спели: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» и унесли его в алтарь. Монахи монахами, но службе петь и читать помогали сестры. Неудивительно, что в последствии отец Сергий женился (и правильно сделал). Я впервые видел такую бытовую неустроенность и легкий богослужебный хаос после столичных порядков или даже возрождающейся из руин Оптиной пустыни. Ночевать было негде и после вечернего чая я потопал по грязно-грязной дороге к вокзалу. На молодых ногах через переезд, а мне было двадцать лет, я быстро пришел, надышавшись особенным ростовским воздухом и уехал в Москву на автобусе из Тутаева. Таково было мое первое паломничество в Ростов, мне показалась тогда, что я узнал этот город. Настоящее знакомство было впереди, но первое впечатление было трогательным, хотя и наивным. Кажется, что в этой наивности я пребываю до сих пор.
«Из тысячи виденных мною снов,
С тобой ни один не может сравниться
Священный город, Великий Ростов
Дай Бог приехать и святым поклониться!»
1990-2020.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...