Сначала были рассказы. Татьяна рассказывала мне о Рюмникове. О деревне и её жителях. Это было давно, поэтому я уже много лет знаю, что среди жителей Рюмниково немало творческих личностей. Местность у нас прекрасная и, действительно, располагает к творчеству. Красивое озеро, леса, луга, перелески. Это сейчас дорога около озера шумная и по вечерам летом на берегу слышны голоса множества купающихся. А ведь было время, когда вечерами у озера стояла такая тишина, что был слышен каждый всплеск рыбы и, произнеси что – либо шёпотом на одном берегу, а слышно будет на другом берегу.
За эту красоту, тихие вечера, рассветы и закаты над озером, удалённость от шумных дорог и городов и облюбовали творческие люди в шестидесятые годы прошлого столетия деревеньку Рюмниково. Пожалуй, больше всех здесь проживает художников. Официально – дачники, но когда знакомишься с их картинами, то понимаешь - спорно, что они здесь временные люди. Больше того, Анастасия Коржева, дочь художника, так объяснила отношение отца к деревне: «Папа никогда не был дачником, дачи вообще не любил. Рюмниково - единственное место в его жизни где он вообще отдыхал. Гулял, много ходил за грибами. Где черпал вдохновение для творчества. Ему очень нравилось что это не только красивое место, но и настоящая деревня, где живут и трудятся простые люди».
Слева направо: В.В.Почиталов, К.В. Коржева, Г.М. Коржев. Начло 1960-х, д.Рюмниково. |
Первым приобрёл здесь деревенский дом Коржев Г.М., а затем здесь появились его учитель Почиталов В.В. и Сысолятин Г.А., который так же был учеником Почиталова.
Оба молодых художника с большим уважением относились к своему учителю. В своей автобиографии Г.А.Сысолятин так отозвался о своём наставнике: «Встреча с Василием Васильевичем Почиталовым - самая большая удача в моей жизни. Его отзывчивость, мудрое отношение к окружающему, святое отношение к искусству, великое спасибо и светлая память за это дорогому учителю… Многие мои работы написаны в деревне Рюмниково Ярославской области, под Ростовом Великим, на берегу озера и в лесу. Большое влияние на меня оказала живопись Почиталова. Цветы, окно с букетом на подоконнике, натюрморты, среднерусский пейзаж, городские виды - все это рисовал он, рисую и я. Нередко во время работы мне кажется слышу его добрый голос, его советы».
Много раз мы пытались, проходя через Рюмниково в Осоево, увидеться с кем - то из местных художников или встретиться с их родственниками. Мы с Татьяной каждое лето навещаем могилы её родителей в Осоево, но всегда получалось так, что никого из тех людей, которых хотели бы встретить, в дни наших походов, в Рюмниково не было. Поиски в интернете так же не давали результата. В интернете мы нашли картину Гелия Коржева «Облака 1945 года», которая, как нам показалось, написана на склоне Рюмниково. Однажды мы разговорились с продавцом Петровского универмага Ириной Малышевой, которая оказалась уроженкой Рюмниково, больше того – соседкой Сысолятиных и Коржевых. Через неё и удалось получить телефон Коржевой Анастасии – дочери Гелия Михайловича. Созвонился и мы встретились в день, когда Анастасия уезжала из Рюмниково в Москву. Она подтвердила, что мы правильно определили место написания «Облака 1945 года». За эту работу и серию работ «Опаленные огнем войны» Коржев в 1986 году был награжден Золотой медалью имени М.Б. Грекова.
Г.М. Коржев. Облака 1945 года. |
Границы одной статьи не позволят рассказать сразу о всех замечательных художниках из Рюмниково. Сначала хочу рассказать о творчестве, пожалуй, самого именитого и известного – Гелия Михайловича Коржева. Легче всего люди моего поколения вспоминают имя этого художника, когда говоришь, что это автор картины «Поднимающий знамя». Репродукция этой картины, являющейся центральной частью триптиха «Коммунисты», иллюстрировала время революционной борьбы в советских учебниках истории. Картин, отражающих советский период, у Гелия Коржева множество, не зря основным жанром в его творчестве считается соцреализм, он является представителем «сурового стиля», которое возникло на рубеже 1950-1960 годов. Герои его картин - сильные и мужественные люди, с чувством собственного достоинства.
Анастасия привезла набор открыток работ своего отца на тему Библейских сюжетов. Именно это больше всего порадовало меня, так как в планах было познакомить читателей нашей газеты в первую очередь с этой частью творчества художника.
Кажется удивительным то, что в конце 1980-х годов Гелий Коржев обращается к библейским сюжетам. Однако по свидетельству его дочери Анастасии произошло это не случайно. В 1986 году ушли из жизни родители Гелия Михайловича, а кончина близких часто приводит людей к размышлениям о смысле жизни, о душе, о жизни после смерти, о Боге. Гелий Михайлович в это время отошёл от общественных дел и обратился к новой для него теме – Библейским сюжетам. Результатом его исканий стала подготовленная ещё при жизни выставка «Библия глазами соцреалиста», открытая в 2012 году. Он немного не дожил до её открытия, но вся подготовительная работа была проведена при его участии. И название выставке дал он сам.
При написании картин на библейские и евангельские сюжеты он остался верен своему реалистическому стилю, поэтому картины, написанные на эту тему – не иконы. Перед нами предстают реальные люди – будь то Бог Отец, или Бог Сын. Художник изобразил Их так, как он Их представляет. На нас с Татьяной произвела большое впечатление именно картина «Отец и Сын». С полотна на нас смотрит Своим проникновенным взглядом мудрый Старец – Создатель, Творец. В Его взгляде просматривается не только боль за погибшего Сына, но беспокойство за человечество, предавшего Иисуса и отправившего Его на распятие. А вглядитесь в лица самого Иисуса, Богоматери! На картинах мы видим обычных людей, живущих среди нас, этим автор сближает нас с Богом и как бы утверждает, что написанное в Евангелии - истина. Ведь Евангелие – это история человечества.
Г.М.Коржев. Отец и Сын. 1990 г. Холст, масло. 80 х 75 см. Собственность семьи художника. |
Г.М.Коржев. Несение креста. 1999 г. Холст, масло. 120 х 120 см. Собственность семьи художника. |
Повторюсь, что в рамках одной газетной статьи невозможно освятить весь творческий путь такого живописца как Гелий Коржев. Так же невозможно здесь показать даже маленькую часть его произведений. Поэтому посоветую тем, кто заинтересуется найти в интернете сайт фонда Гелия Коржева. Вы поразитесь, так же как поразились и мы. Там есть и портреты, и натюрморты и пейзажи. Среди пейзажей мы нашли и картины, написанные в нашей местности с видами Рюмниково, Осоево.
Замечательно то, что дело Гелия Михайловича продолжается. Ведь Коржевы – это династия художников и скульпторов. Художница его супруга, дочери, внук Иван – скульптор, так же скульптор и зять Владимир Тишин. В своё время Гелий Михайлович сам произнёс пророческие слова: «Все члены моей семьи — художники, а все вместе мы составляем маленький союз, где есть почти все специальности: живописцы, скульпторы, монументалисты, прикладники, дизайнеры. Нет графиков, но растет маленький внук и есть надежда, что он заполнит этот пробел. Это, конечно, шутка, но радостно, что искусство будет жить в нашей семье, когда старших представителей уже не будет». Да, старших Коржевых уже нет, но дом в Рюмниково не пустует, больше того, по соседству с маленьким домиком, который приобрёл в 1962 году глава семейства, вырос ещё один дом. И надеюсь, что мы увидим ещё не одно произведение знаменитых художников, связанное с нашей прекрасной местностью.
Такой материал был опубликован мной в № 26 газеты "Православный Петровск". Решил не менять его, а продолжить. В интернет - блоге больше места, можно добавить и текст, и иллюстрации.
У каждого художника есть свой любимый жанр. Гелий Михайлович больше всего создал портретов, чаще жанровых. Но проживая в столь прекрасном месте, он не мог не изобразить окружающий здесь его мир. Есть несколько пейзажей на которых художник запечатлел Рюмниково и прилегающую к нему местность. Наибольшее впечатление на нас с Татьяной произвела картина "Деревня Осоево". Задела за живое. Много раз мы уже открывали её в интернете для того, чтобы глубже вглядеться в сюжет (в оригинале, к сожалению, посмотреть картину невозможно, она находится в частной коллекции в США).
Г.М.Коржев. Деревня Осоево. 48,5 х 112 см. 1983 г. Холст, масло. Частная коллекция, США.
Датирована картина 1983-м годом, но известно, что Осоево сгорело полностью (остался всего один дом) в жаркое лето 1981 года. Думаю, что художник не однажды побывал здесь для того чтобы создать эскизы, а затем уже создал окончательный вариант полотна. За это время он вложил душу в картину, поэтому она так впечатляет и наводит на раздумья. Казалось бы - что здесь особенного изображено, таких мест в России множество. Но вглядитесь: дом с заколоченными окнами; церковь , тронутая забвением; не скошенная трава; дорога, по которой проезжает редкий транспорт; электрические столбы, между которыми не натянуты провода; две печальные фигурки, сидящие на брёвнышке у дороги. Печально всё это. Хочется плакать, глядя на полотно. Умирает деревня! Не слышно здесь крика петуха, мычание коров и телят, не раздаются звонкие голоса детей, не поются песни под голосистую гармонь по праздникам... Вглядываясь в картину я заметил, что художник не изобразил колокольню у храма. Высокой шатровой колокольни нет!... Не буду додумывать за художника, но кажется мне, что тем самым автор задаёт вопрос - о ком и о чём звонить колоколам? Думаю что и картину Гелий Михайлович назвал не случайно "Деревня Осоево", ведь на самом деле - это село. Но села то уже нет, пропало... Осталась только церковь, да кладбище на котором продолжают хоронить своих близких жители прилегающих деревень.
Под стать картине стихотворение, написанное зятем художника, скульптором Владимиром Тишиным:
Ветер трогает травы погоста
Тишина, лишь кузнечик трещит,
Жизнь закончена тихо и просто,
Над безмолвием ястреб кричит.
Этот крик утонул как в тумане,
Звук его - словно смазанный жест,
Всепрощение и всепонимание -
Позади, впереди и окрест.
Растворясь в мирном трав колыхании,
Я уйду в край, где вечный покой,
Лишь спокойный и без придыхания
Взмах прощальный крылом, как рукой.
21 июля 2000 г., Осоево.
Продолжает тему забвения деревни картина "Осень. Рюмниково". Дом с заколоченными окнами, но не всё потеряно, спереди дома огорожены колышками саженцы кустов или плодовых деревьев. Жизнь не затухает, впереди светлые времена.
Г.М Коржев. Осень. Рюмниково. 92 х 90 см. 1975 г. Холст, масло. Частная коллекция.
Не хочется, чтобы у читателя создалось впечатление безысходности. Надеюсь что оживёт эта местность, будут здесь и весёлые голоса и шум тракторов и звон колоколов.
Совсем иные ассоциации вызывает другой пейзаж Коржева. Картина называется "Рюмниково". На горизонте деревня, утопающая в зелени высоких деревьев (и по сей день эти вётлы стоят), а с неба - лучи солнца, которые придают картине радость, утверждение жизни. И две фигурки, идущие по полю, так же оживляют сюжет.
Г.М Коржев. Рюмниково. 89 х 98 см, 1975 г. Холст, масло. Собственность семьи художника.
Интересно проследить как художник творчески дорабатывает свой замысел. Помещаю здесь этюд "Деревня Рюмниково", который был написан на год раньше.
Г.М.Коржев. Деревня Рюмниково. Этюд. 1974 г. Картон, масло. Собственность семьи художника. |
Кира Владимировна Коржева, супруга Гелия Михайловича, как я уже сказал выше, тоже художница. В её творчестве преобладают натюрморты и пейзажи. Нашли мы на сайте Фонда Гелия Коржева (http://korzhev.com/tvorchestvo/reestr_rabot/) несколько пейзажей нашей местности. Но это в следующем материале.
Использованы материалы сайта Фонда Гелия Коржева, набор открыток "Гелий Коржев. Библия глазами соцреалиста".
Все репродукции работ Гелия Коржева размещены с согласия его дочери Анастасии Коржевой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий