вторник, 20 августа 2019 г.

Из воспоминаний Веры Дмитриевны Титовой. О работе в средней школе № 1 им. В.И. Ленина с 1917 по 1936 гг.

Групповой снимок коллектива преподавателей Ростовской школы - Девятилетки". 1928 г. ГМЗРК. КП-1631/5 ФТ-3808

Елена Рогушкина - старший научный сотрудник отдела Истории Нового времени и ГИС ГМЗ "Ростовский кремль" продолжает публикацию воспоминаний Заслуженного учителя РСФСР и Почетного гражданина г. Ростова Веры Дмитриевны Титовой, которые хранятся в архиве Ростовского музея и в школьном архиве гимназии имени А.Л. Кекина. Предыдущие публикации воспоминаний смотрите: часть 1часть 2часть 3часть 4часть 5часть 6,  часть 7.

Школьный архив гимназии им. А.Л. Кекина в городе Ростове -
   В этой части своих воспоминаниях я коснусь периода с 1919 по 1936 г., когда я была учительницей в этой школе.
Итак, в 1917 г. старая дореволюционная средняя школа рухнула. Образовалась Единая Трудовая школа, которая состояла из школы I –ой ступени, где учились пять лет, и школы II – ой ступени, где обучение продолжалось четыре года.
В 1921 г. произошла реконструкция школ: в первой ступени стали учиться четыре года, а во второй пять лет.
Существовавшие тогда в Ростове четыре школы II-й ступени слились в одну большую школу; она стала называться Девятилетней школой имени В.И. Ленина.
Партия и правительство с самого начала образования Единой Трудовой школы проявляли большую заботу о ней. Были изданы декреты и важные постановления.
В школе не должно иметь места для преподавания Закона Божьего; была изгнана из правописания буква ять (Ђ), которая приносила нашим детям много огорчений и даже слез. Трудно было запомнить, так называемые коренные слова с буквой ять и писать диктант или сочинения без ошибок. Учение было совместным и бесплатным.
В основе школы было положено трудовое воспитание.
В школе были введены некоторые виды трудовых навыков: слесарное, токарное, переплетное дело.
В 1920 г. нашу школу посетил А.В. Луначарский.
Работать в Единой Трудовой школе, а позднее в Девятилетке было очень тяжело.
Страна была разорена, так как пришлось вести упорную борьбу с интервентами и отбиваться от полчищ белых генералов: Корнилова, Краснова, Врангеля, Юденича.
Наша Родина бедна была в то время топливом, хлебом, картофелем и другими продуктами.
В школах было холодно; учащиеся сидели в пальто, валенках, даже в варежках; руки коченели от холода; чернила замерзали; писали больше карандашом, особенно зябли малыши – учащиеся начальных школ.
Бумаги было мало, часто писали на обратной стороне каких-то указов и постановлений. Учебники тоже были редкостью.
Нормальной работе в школе мешал еще голод. Учащиеся получали по карточкам 400 гр. хлеба, в школе получали дополнительно 100 г., но этого было явно недостаточно для молодого растущего организма.
В Девятилетке и других школах были организованы горячие завтраки. В Ростове была общая кухня (против Дома культуры) Там приготовляли суп или щи, потом в бидонах развозили по всем школам. Хотя мяса в супе или щах было очень мало, а щи часто заправлялись мороженой капустой, но учащиеся охотно употребляли завтраки, они подбадривали учеников.
Помню, как моя группа с алюминиевыми чашками и ложками выстраивалась цепочкой в столовой и получали порцию супа (щей) и 100 гр. хлеба и быстро уничтожали и то и другое.
Трудно было нам работать и потому еще, что в Единой Трудовой школе и особенно в Девятилетке с 1917 по 1936 очень часто менялась самая организация учебного процесса, а также изменялись программы и методы их проработки.
Эта тяжесть ложилась главным образом на плечи педагогов.
С 1924 и по 1932 г. в 8-х и 9-х группах были введены «уклоны», т.е. специальные предметы. Уклоны были такие: педагогический, сельскохозяйственный, агрономический, электротехнический и др.
Одновременно с ними в школе был введен бригадный метод обучения. Пытались вести занятия по американскому методу – Дальтон-план, а также по методу проектов.
Одно время ввиду настойчивого требования выпускать слесарей, токарей и т.д., 8-е и 9-е группы почти все были ликвидированы и образовалось ФЗС – фабрично-заводская семилетка, которая существовала недолго – год или полтора.
Метод проработки программ был долгое время комплексным, т.е. все обучение сосредотачивалось около одной темы, изучаемой школой на данном отрезке времени.
На все изменения работы в школе мы, учителя старшего поколения, смотрели как на поиски новых более эффективных форм обучения и воспитания учащихся.
Нужно отметить, что новые приемы и методы обучения не всегда соответствовали основным задачам школы: в начальных группах – научить правильно читать и грамотно писать, а в старших группах Девятилетки – систематически изучить общеобразовательные предметы.
Но мы всевозможными способами, конечно педагогическими, старались дать учащимся глубокие знания основ наук.
Советская школа росла и развивалась, и учащиеся не смотря на все тяжелые условия работы – голод, холод, отсутствие бумаги и учебников, а также частые изменения процессов обучения, занимались неплохо, по окончании Девятилетки поступали в техникумы и ВУЗы и теперь благотворно работают на благо нашей любимой Родины.
Сейчас кажется невероятным, что в такое суровое время учащиеся стремились прочно овладеть знаниями.
Ко мне даже приходили на квартиру мальчики из 9-ой группы с агрономическим уклоном (Федя Истратий, Толя Задворочный, Толя Ильин и др.) Они у меня решали более сложные задачи по математике. Я их в конце занятий угощала чаем с мятными прянниками.
Очень увлекались учащиеся вместе с молодым преподавателем К.А. Царевичем астрономией. Этим надо объяснить, что из Девятилетки немало вышло учащихся, которые избрали своей специальностью астрономию. Например, П. Добронравин, А. Дадаев, В. Домбровский и др.
В Девятилетке существовали комсомольская и пионерская организации и учком. Вместе с ростом и развитием школы развивались и эти организации.
Комсомольцы и пионеры были нашими верными помощниками. Среди других комсоргов (в период с 1917 по 1936 гг.) мне запомнился Костя Сурин: он много помогал в моей воспитательной работе с группой.
Много было комсомольцев и пионеров, которые помогали нам. Они вели большую общественную работу и всегда охотно выполняли поручения школы и руководителей групп.
Например, в нашей стране мало было удобрения. Обратились к пионерам. Они стали собирать золу и птичий помет, приносили в школу, золу и помет складывали в подвале, а весной отвозили в подшефные колхозы.
Пионеры рассказывали, что некоторые из них не щадя своего костюма, лазали по всем колокольням и собирали голубиный помет.
Было и такое: для пришкольного участка ребята весной собирали навоз с дороги! (Тогда еще много было лошадей)
Ну, как не вспомнить это время и милых, дорогих учащихся, которые любя Родину, помогали ей чем и как могли.
Хочу отметить, что учащимся того времени очень мало мы могли дать культурных развлечений. Страна наша истекала кровью в борьбе с внешними и внутренними врагами.
Кроме того в первые годы после революции распространилось неправильное мнение, что даже такое прекрасное развлечение, как организация ёлки с Дедом Морозом есть праздник буржуазный, а потому елки в школе были запрещены. Вскоре «гонение» на елки было прекращено. В Девятилетке стали организовывать общую елку для всех школ города.
В 1930-1934 в нашей стране происходила коллективизация сельского хозяйства. Это требовало повышения культурного уровня крестьянства, всеобщей его грамотности. Бурно развивающаяся социалистическая индустриализация страны требовала не только грамотности, но уже предъявляла требование на повышенное образование.
И вот центральный комитет коммунистической партии издал 25 июля 1930 года постановление о всеобщем обязательном обучении для сел с 4-х летним сроком обучения, для города с 7-ми летним, а приказом ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15-го мая 1934-го года были установлены – начальная школа, 7-ми летняя (неполная) школа и 10-ти летняя средняя школа.
Видя, что различные недостаточно проверенные приемы обучения не достигают цели, а комплексная система преподавания не дает достаточной грамотности в начальной школе и твердых навыков в Девятилетней школе – все это было ликвидировано. Основной формой работы учителя с учащимися был признан урок. С 1934-го произошло много перемен в школе. Работать стало легче и интереснее.
К тому времени наладилось продовольственное положение в нашей стране.
Вот в каких условиях работали учащиеся и учителя при образовании Советской школы.
Теперь у вас школа прекрасно оборудована, радиофицирована, имеется кино, создается уголок В.И. Ленина и т.д.
Работают в ней высококвалифицированные педагоги. Ваше дело только состоит в том, чтобы хорошо учиться, накопить знаний, чтобы быть строителем коммунистического общества.
Теперь мне хочется отметить некоторых педагогов, которые работали с начала образования в Ростове Советской школы (с 1917 по 1936 г.), работали в ней продолжительное время и оказали значительное влияние на ее рост и развитие.
Молодые учителя Ваши не знают их, а школа в целом не хранит сведения о них. Вероятно, их помнят Ваши папы и мамы.
Я ограничусь только перечнем некоторых учителей-предметников.
Русский язык и литература:
Мария Михайловна Покровская
Алексей Иванович Урусовский
Павел Васильевич Карпов
Анна Ивановна Иродова
Иван Ермолаевич Ермолаев и др. Все эти педагоги работали вдохновенно, не жалея своих сил и времени и заслужили любовное отношение со стороны учащихся.
Математика
София Сергеевна Рахманова
Алексей Иосифович Домбровский
Лидия Николаевна Бобылкина
Вера Дмитриевна Титова – автор воспоминаний
также беззаветно любили свой труд и учащихся и стремились дать им крепкие знания по математике.
Физика.
Дмитрий Иванович и Елена Константиновна Шетневы
Александр Михайлович и Тамара Ивановна Романовы
и др. – ставили интересные опыты по физике и устраивали вечера вопросов и ответов по этой дисциплине.
Химия
Анна Ивановна Комарова
Мария Михайловна Быкова – наряду с привитием учащимся глубоких знаний основ химии, проводили антирелигиозные беседы, разоблачая чудеса церковников.
География.
Дмитрий Иванович Соколов – очень опытный и строгий учитель.
Вера Александровна Галашина пользовалась большой любовью со стороны учащихся.
История и обществоведение
Ряд молодых учителей работали добросовестно и стремились дать обоснованные знания по обществоведению и истории.
Биология.
Алексей Иванович Морозов
Станислав Станиславович Мачевич (?)
Анастасия Григорьевна Бурдакова
и др. – все эти педагоги обладали большой эрудицией в области естествознания. А.И. Морозов – возглавлял Союз воинствующих безбожников.
Иностранный язык
Вера Степановна Вечеслова
Надежда Васильевна Родзянко
Мария Николаевна Белороссова – умели заинтересовать учащихся изучением иностранного языка и дать хорошие навыки
Многие другие учителя добросовестно работали, с полной отдачей своих сил и знаний, и сердечно относились к учащимся.
Из перечисленных учителей имеют звание заслуженного учителя школ РСФСР следующие:
А.И. Урусовский. В.А. Галашина, В.Д. Титова, А.И. Морозов.
9 марта 1968 г.

Краткие воспоминания о заведующих
Девятилетней школой имени В.И. Ленина
в период от 1919 –го и до 1936-го г.
У нас в городе школ I ступени было 11 или 12, а школ II ступени сформировалось 4.
Заведующим I – ой школы II ступени был назначен Сергей Андреевич Грачев – учитель русского языка и литературы в б. мужской гимназии.
Дисциплина в I-ой школе II ступени была недостаточная. Иногда были и такие случаи. Прозвенел звонок, учителя все разошлись по классным комнатам и начинают ведение урока, а большинство учащихся в пальто, в головных уборах и валенках ходят по длинным и просторным коридорам, смеются и грызут семечки, бросая шелуху на пол. Технические служащие вечером выносили целые ведра шелухи.
Вскоре благодаря настойчивой работе Сергея Андреевича и дружному коллективу учителей, который считал своим долгом применять все воспитательные приемы и улучшить поведение учащихся, дисциплина стала повышаться. Удивляться тому, что тогда молодежь не всегда вела себя дисциплинированно не приходится. Причин этому было много: новые программы при проведении учебного процесса, холод дома и в школе, голод – все это болезненно переживали учащиеся и часто их настроение выражалось неуравновешенностью в поведении.
На плечи первого заведующего этой школы легла очень большая и сложная задача: вести сформировавшуюся школу. Сергей Андреевич был очень энергичный человек, он был достаточно строг к учащимся и с другой стороны внимателен к их нуждам и запросам. Сергей Андреевич быстро находил выход в затруднительных случаях. Несомненно он часто встречался с заведующими других трех школ II ступени и беседовал с ними по различным вопросам школьной жизни.
В 1921-м году произошла реконструкция Единой Трудовой школы: в I-ой ступени стали учиться четыре года, а во II ступени – пять лет (всего 9 лет).
Вскоре существовавшие в Ростове четыре школы II ступени слились в одну; начальных групп в ней было мало, но 5-х – 6-х групп было 11 – 12. она стала называться Девятилетней школой имени В.И. Ленина. Помещалась эта большая школа в здании, где сейчас находится средняя школа № 1 имени В.И. Ленина. Заведующим остался Сергей Андреевич Грачев.
В 1924-м г. заведующим Девятилеткой был назначен Николай Сергеевич Забелов, член партии (Он был учителем физики в г. Петровске). Коллектив учителей сразу почувствовал твердое руководство; работать в школе все стали увереннее.
Николай Сергеевич был эрудированным воспитателем. Он был знаком со всеми высказываниями В.И. Ленина и Н.К. Крупской о воспитании и обучении молодого поколения. Глубоко был знаком с нашими педагогами: Ушинским, Макаренко и др.
К учителям он относился внимательно; многим помогал в разрешении трудных вопросов. Учащиеся его любили и побаивались. Иногда можно было наблюдать такую картину: по коридору бегают мальчишки, удаленные с урока. Идет Николай Сергеевич. Он подхватывает под мышки одного из шалунов и несет его, только ноги дрягаются; он проводит с ним в кабинете беседу, и это мальчик уже больше никогда во время уроков не бегал по коридору.
При таком опытном руководителе, каким был Николай Сергеевич, было приятно и даже весело работать. Он настраивал нас на стремление улучшать своё педагогическое мастерство, благодаря чему, школа росла и укреплялась; развивались приемы и методы обучения и воспитания.
Николай Сергеевич много заботился о культурном отдыхе учителей. Он имел общественную нагрузку, а именно – работал в качестве заведующего Домом Работников Просвещения (ДРП). Благодаря его энергичной работе в ДРП проводились очень интересные лекции по литературе, медицине и проч. Лекторами были учителя-литераторы (М.М. Покровская, А.И. Урусовский и др.) Мы охотно посещали эти собрания, углубляли свои знания и отдыхали.
Кроме того драматический кружок, организованный при школе из учителей, при помощи ДРП, который много помогал организации кружка, ставил спектакли. Артисты – Аркадий Михайлович Романов, Алексей Иосифович Домбровский, Елизавета Романовна Вин и многие другие играли прекрасно, и мы получали настоящий отдых. Хоровой кружок при ДРП под управлением Воронинского давал концерты, которые мы, конечно с удовольствием посещали.
Иногда Николай Сергеевич организовывал старинные «русские» развлечения. Он собирал группу учителей и вместе с ними катался на санках с валов, ходили на лыжах. Много было тут неподдельного веселья и смеха.
Николай Сергеевич недолго был у нас заведующим школой: скоро его перевели в Ярославль. Трагична его судьба. Он ехал, как будто, из Рыбинска в Ярославль, сидел в кузове у задней стенки грузовой машины. На повороте стенка открылась . Николай Сергеевич выпал на асфальт и разбился на смерть. Мы все очень жалели Николая Сергеевича. Как нелепо умер умный человек, который был нужен нашей Родине. Память о нем надолго сохранят в сердцах все, кто знал его.
После Николая Сергеевича Забелова заведующим был Капитонов Павел Григорьевич, член партии. Павел Григорьевич был с преподавателями очень сух, относился формально; учителя к нему редко обращались за помощью Часто он делал учителям незаслуженные выговоры и замечания. Некоторые учителя плакали по этой причине. Даже такой исполнительный работник, каким была Анна Ивановна Иродова, и то плакала от необоснованного выговора со стороны Павла Григорьевича.
В целях большего укрепления различных форм соцсоревнования в школе Павел Григорьевич ввел такое мероприятие; в своем кабинете перед столом повесили стенд, обтянутый красной материей; на нем были наклеены «кармашки» по числу групп в школе. Каждому руководителю группы выдавались «рапортички» примерно с такими вопросами: месяц и число, название группы, сколько учащихся опоздало в данный день, сколько учащихся не явилось на занятия, причины неявки; кто был спрошен и по какому предмету, какие получили оценки; дисциплина всей группы в данный день. Эти рапортички заполнял руководитель группы и опускал перед уходом из школы в кармашек.
Павел Григорьевич все рапортички вместе с завучем рассматривал и на другой день на линейке некоторых учащихся вызывал и требовал у них дать объяснение, почему опаздывает или что мешает хорошо учиться. Тех учащихся, которые часто получали плохие оценки или часто не посещали в школу заведующий вызывал в кабинет и проводил соответствующую беседу.
После Павла Григорьевича Капитонова заведующие школой почему-то часто менялись. Немного времени были руководителями Девятилетки Василий Иванович Кузнецов, Алексей Андреевич Кропанов и др. Каждый из них внес свою долю энергии и опыта в дело развития и укрепления школы.
В 1934-м году школа уже стала Десятилетней, руководил ею директор, который был назначен из Ярославля.
Первый директор Десятилетки, которая вскоре стала называться средней школой №1 имени В.И. Ленина, был Сергей Петрович Яковлев. Он отличался гуманным отношением к учащимся и учителям. Твердо зная основы коммунистического воспитания молодежи, он мог дать весьма полезные советы и учащимся и преподавателям. Учащиеся любили его и чувствовали в нем культурного и делового человека, а потому Сергей Петрович пользовался большим уважением со стороны учащихся.
В 1936-м году Сергей Петрович был переведен директором в школу новостройку.
Так как я так же была переведена в школу-новостройку (теперь Средняя школа №2), то о последующих директорах Средней школы №1 и их работе ничего не могу написать.
Мои воспоминания относительно учителей и руководителей Девятилетней школой касаются периода 1919-1936 гг.
Заслуженный учитель школы РСФСР В. Титова (пенсионерка).
Почетный гражданин города Ростова.
1-го июля 1972 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...