Договоримся о словах. Культурное наследие, это европейский термин. Он лучше нашего «памятники истории и культуры», хотя и у данной фразы тоже европейские корни. Чувствуете, что «памятник», это слово будто кладбищенское. Я вижу, что в наше время в селах могилы огораживают заборами. Смотрю как находятся на это и средства и инициативные люди. Словно память, это что-то неуютное, мешающее жить и наслаждаться, что ли. Поэтому, если нельзя без памяти обойтись, то ее хотя бы скрывают от глаз. Она не нужна, по большому счету.
Другое дело слово
«наследие», такое модное, легкое, и тоже постороннее. Какие мы наследники!?
Последние тридцать лет я мало вижу примеров, чтобы сын наследовал дело отца, ну
разве что президенты республик принимают власть и тоже самое бывает иногда на
приходах. В основном нам, кроме дачи, нечего оставить в наследство. Такое все
меленькое и несерьезное.
На гнилом Западе,
наследие — не пустое слово. Это и капитал, это и дивиденд. Это национальная
гордость и привлекательная картинка. Все очень солидно и отношение к
историко-культурному наследию священное, его охраняет государство, его охраняют
граждане. Слово «памятник» здесь означает, документ, почти юридический.
Памятник истории и культуры что-либо доказывает или опровергает, как свидетель
в юридическом процессе. Поэтому на Западе высоко ценят подлинность, не любят
лжи, а если реконструируют, то очень бережно. Там не перевелись еще мастера с
золотыми руками.
Мы тоже добрые люди.
«Все вокруг колхозное, все вокруг мое». Смешно и грустно сказать, что ситуация
с наследием у нас катастрофическая. Потому что, а где она лучше? Однако, реки
текут, лес растет, а нефть и газ пока еще добываются. Историко-культурное
наследие, архитектурная среда, это невосполнимые ресурсы. Наш долг передать все
это нашим наследникам.
В Ярославской области
большая концентрация культурного наследия, наравне с Европой. Здесь в Средние
века была высокая плотность населения, имевшего деньги и вкус к красивым
постройкам и произведениям искусства. Львиная доля ярославского наследия — религиозного
происхождения. Это значит, что Ярославская митрополия Русской православной
церкви является одной из важнейших структур в деле охраны памятников культуры
наследия и действительно, епархия заключила охранные договора на все объекты
наследия, которая она использует в ходе своей деятельности.
В ярославской
семинарии, было дело, ввели курс «Историко-культурное наследие», к сожалению,
сейчас прерванный. В рамках моего курса «Правовые основы деятельности прихода»
я также уделял внимание вопросам ремонтно-реставрационных работ на храме, не
забывал о проектировании, согласованиях, архивной работе. Заметил, что все это
вызывало скуку, а потом, после экзаменов, многие студенты прохладно отнеслись к
моим рекомендациям, нарушая элементарные правила.
Так надо или не надо
заниматься священнику охраной культурного наследия? Яркий пример — урочище
«Гора святой Марии». Последняя моя лекция в семинарии была прочитана в связи с
острыми проблемами вокруг святого места. Некоторые проповедники ушли с лекции,
не желая, вероятно, тратить на это драгоценное время. В кулуарах мне прямо так
и говорили, что незачем этим заниматься, что дело священника спасать душу и
стоять у престола Божия. Действительно, когда стал выбор карьер или урочище, то
местный приходской священник выбрал добычу щебня, а порой он ездил в Ярославль
для поддержки директора карьера в инстанциях. В целом, считается, что раз
собака не думает о том, как ей ходить на четырех лапах, так и при ремонте
древней церквей не следует глубоко вникать, делать просто так как сердце велит
или спонсоры укажут.
Итак, существует точка
зрения, что Церкви нужно только богослужебное пространство, и какого оно
времени, и какие там фрески, ее не интересует. Так ли это? Попробуем
разобраться. Вообще, считается, что Церкви все должны, что она имеет такие дары
и таинства, что за них можно простить любую человеческую небрежность, что ее
глаголы вечны, а культурное наследие, это так, скорее, ценность преходящая.
Однако сказано:
«Блаженнее отдавать нежели принимать (Деян 20, 35)». Более этого, ссылаясь на
Господа, эти слова сказал апостол Павел тем пастырям, которых он оставил после
себя. Другими словами, миссия, служение извне, это важная роль Церкви, как и
любого другого человеческого сообщества.
Что такое миссия?
Миссия, это не оказываемые организацией услуги. Миссия, это то, чем организация
полезна всему сообществу людей, полезна тем на что она безвозмездно тратит
доходы. Проще сказать, чем она лучшее среди любых других подобных!? Это тонкая
вещь, кому вы отдадите предпочтение, тому просто вам нужен или тому, кто вам на
ваши деньги сделает добро. На мой взгляд недорогие крестины и проводы на
кладбище, это услуги, но не миссия Церкви. То, что она может сделать помимо
основной деятельности, чем сможет привлечь внимание, это миссия и есть.
Например, древние
сирийцы учили священников медицине. Прибывая в новая края, они умели лечить
людей, что всегда важно, итак они дошли до Китая и монгольских степей. В
подвиге святителя Леонтия, мне дорого, то что он понял, что даже самого
совершенного служения в кафедральном соборе, со множеством певчих, с голосистым
протодиаконом и мудрыми священниками, недостаточно для успеха. Вот тогда он
стал учить детей грамоте. Это не входило в его прямые обязанности, никто не
платил за учебу, но это начинание осталось в память вечную, да и сейчас другого
пути нет.
Мало, чрезвычайно мало
просто вывесить ценник с требами на входе в храм. Мало стало желающих купить
эти таинства, но довольно развелось тех, кто их готов предоставить. С конца
80-х годов прошлого века у нас вроде достигнут консенсус о том, что лучше
передать объект культурного наследия Церкви нежели допустить его дальнейшее
разрушение. Отчего тогда так много скандалов, отчего иногда епархия не хочет
принимать на свой «баланс» заброшенные культовые помещения!?
Не стоило бы писать
всего этого, если велась систематическая работа. Как я знаю, работы на наследии
проводятся как правило без согласований, градозащитники ропщут, блогеры лютуют,
но все остается как прежде и даже хуже, чем в царской России. Казалось бы,
десятки храмов в Ростовском и Переславском районе восстановлены, жизнь как
будто, не стоит на месте. Да, но это внутреннее дело Церкви. Гражданское
общество, ну или его остатки, ожидает соблюдения законов, соблюдения
реставрационных методик, бережного отношения к подлинности. Именно это может и
должно быть миссией Церкви в нашем регионе.
Не продался ли я
гнилому Западу!? Не ваше дело. Я понимаю, что когда вокруг храма XVIII века
строится ограда из облицовочного кирпича, раза в два выше старой, то логика «синицы
в руках» находит отклик в сердцах спонсоров и прихожан. В моем сердце не
находит. Я не думаю, что лучшее враг хорошего. Думаю, же я вот что. Контроль за
соблюдением законодательства, точностью методик и процедур вполне по силам
епархии, и Церкви в целом. Более того, если не хочется делать этого бесплатно,
то можно и за госчет, это же настоящий патриотизм. Вот еще одно предложение.
При сметах на проекты, на архитектурную реставрацию в десятки и сотни миллионов
рублей и при участии, как мы видим, высококвалифицированных специалистов из
Средней Азии, предлагаю выделять суммы сельским священникам в качестве
хранителей наследия. Государственная мудрость, она такая!
Что скажете?
Свящ. Александр
Парфенов
Комментариев нет:
Отправить комментарий