Такое счастье, что в музее сохранились эти фотографии. Они так много говорят о времени. Музейщики 1930-х годов (подробнее - здесь) - вроде как почти те же, что были в 1920-е, иные еще работали с "раннешних" времен. Но они уже "перековались". Они изучают "производительные силы" - и рассказывают в экспозициях о быте этих сил.
Называлось все это вместе - экспозиция подотдела промышленного капитализма.
Что в этих музейных зарисовках быта российского народа факт, а что - тенденция, требование времени? Понятно, что надо было, идеологически обосновано было показывать нищету народную - и благоденствие буржуазии.
Показано то, что еще даже не ушло в историю. То, например, о чем писали Ильф и Петров, что описывал Зощенко. И даже то, что я сама видела в ярославских деревнях я в 1960-1970-е годы. Вот этот "быт рабочего конца 19 в." - вполне сравним с "бытом колхозника 1960 гг.". Над столом в доме моей заволжской бабушки висела керосиновая лампа. Ну, радиоприемник украшал интерьер - привезенный сыном из Германии, где тот послужил сверхсрочно. Да вместо ткацкого станка, перекочевавшего в "холодную" горницу, в комнате стояла уже швейная машинка - не Зингер, а Госшвеймашина, конечно.
В Ростове, надо думать, все это наблюдалось долгие десятилетия в коммунальных квартирах. По сию пору деревянные бараки рольмовцев украшают собой улицу Пролетарскую.
Деревня стремилась жить или хотя бы выглядеть как город, усваивая "городское" по мере возможности. Ростов прирастал окраинами - одноэтажными кварталами перебирающихся в город бывших колхозников.
Переезжали не просто с имуществом - с домами, выстраивая деревенскую избу и деревенский быт, удобный и привычный, на границе города и деревни...
...Трактор ДТ-14 на последней фотке как символ новой жизни - относится уже к середине прошлого века. Интересно, он оказался в экспозиции как вообще символ, или как символ механизации овощеводства? Он ведь выпускался именно для обработки почвы под овощи, либо как транспорт.
В старых газетах встречала сообщения о том, что в музее проводили что-то вроде выставок достижений местного народного хозяйства. Пару раз в современные уже дни города пытались воспроизвести эту же идею - но не хватало "новым" ВДНХ наивности и душевного горения, тучных коров и пшеничных снопов.
Называлось все это вместе - экспозиция подотдела промышленного капитализма.
Что в этих музейных зарисовках быта российского народа факт, а что - тенденция, требование времени? Понятно, что надо было, идеологически обосновано было показывать нищету народную - и благоденствие буржуазии.
Показано то, что еще даже не ушло в историю. То, например, о чем писали Ильф и Петров, что описывал Зощенко. И даже то, что я сама видела в ярославских деревнях я в 1960-1970-е годы. Вот этот "быт рабочего конца 19 в." - вполне сравним с "бытом колхозника 1960 гг.". Над столом в доме моей заволжской бабушки висела керосиновая лампа. Ну, радиоприемник украшал интерьер - привезенный сыном из Германии, где тот послужил сверхсрочно. Да вместо ткацкого станка, перекочевавшего в "холодную" горницу, в комнате стояла уже швейная машинка - не Зингер, а Госшвеймашина, конечно.
В Ростове, надо думать, все это наблюдалось долгие десятилетия в коммунальных квартирах. По сию пору деревянные бараки рольмовцев украшают собой улицу Пролетарскую.
Деревня стремилась жить или хотя бы выглядеть как город, усваивая "городское" по мере возможности. Ростов прирастал окраинами - одноэтажными кварталами перебирающихся в город бывших колхозников.
Переезжали не просто с имуществом - с домами, выстраивая деревенскую избу и деревенский быт, удобный и привычный, на границе города и деревни...
...Трактор ДТ-14 на последней фотке как символ новой жизни - относится уже к середине прошлого века. Интересно, он оказался в экспозиции как вообще символ, или как символ механизации овощеводства? Он ведь выпускался именно для обработки почвы под овощи, либо как транспорт.
В старых газетах встречала сообщения о том, что в музее проводили что-то вроде выставок достижений местного народного хозяйства. Пару раз в современные уже дни города пытались воспроизвести эту же идею - но не хватало "новым" ВДНХ наивности и душевного горения, тучных коров и пшеничных снопов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий