Публикация источника
Продолжение. Начало публикации, часть первая здесь.
Миниатюра. Графиня Елизавета Ивановна Орлова, урожденная Штакельберг (1741-1817). 1800 г. |
22
число [май 1786.]. Пятница.
В пятницу опять шел
дождик весь день и время было столь дурно, что мы также, как и вчера, принужнены
были остаться дома. Хотя нам и очень хотелось прогуляться по селу [Поречью].
По старинному обычаю в
сей нашей деревне, так, как и во многих других местах, девки никогда никому не
кажутся. И если случится им нужда пройти по улице, то всегда на лице у них
бывает покрывало. Вероятно сей азиатский обычай остался у нас в некоторых
провинциях со времен Татарского порабощения России.
Женщины одеваются в
здешней стороне очень богато, мне платье их нравится. Кроме кокошников, которые
весьма нехороши. Хотя они и очень богато убраны жемчугом и разными дорогими
каменьями. Еще не понравилось мне и то, что все женщины очень много румянятся и
белятся, и тем портят себе лицо и зубы.
Хотя у пореческого села
земли не больше 1300 десятин, однако ее для него довольно. Потому, что большая
часть тамошних крестьян отправляют разные торги, а прочие огородники.
Земледельцев же или пахарей совсем нет. За выключкою торговых крестьян и промышленников,
которые живут по городам, земли сей для огородников довольно. Причем, самая
малость земли доставляет им ту выгоду, что она близка, удобнее обработана быть
может. А притом она и весьма плодородна.
По сказкам пореченских
крестьян у которых кое о чем наведался, Ростовское озеро в длину пятнадцать, а
в ширину от восьми до десяти верст. Оно не глубоко, заросло тиною и вода его
летом воняет. Рыбы в нем хотя и очень много, но не хороша, а летом и очень
дурна. Мужики наши за рыбную ловлю в сем озере платят в год по 300 рублей.
23
число. Суббота.
После столь долгого
ненастья мы отменно обрадовались вставая, когда увидели, что погода
переменилась и настал ясный день. Почему все утро ходили по селу и были в
гостях у многих крестьян, которые нас в том просили. Несмотря на утреннее
время, почти везде потчивали нас конфетами, чаем и кофеем. И сверх того,
подносили Шампанское вино, мед и другие разные напитки. Без подарков батюшку и
матушку [графиню Елизавету Ивановну Орлову, урожденную Штакельберг (1741-1817)] неоткуда
не отпускали и иной дарил полотном, другой сахаром и тому подобным. Мне очень
сие смешно показалось, можно бы подумать, что мы нарочно ходили обирать
подарки.
По низкому
местоположению Поречья грязь отменно велика по всему селу и я не мог довольно
надивиться тому, что столь богатые жители не согласились до сих пор и не
вымостили улиц своих. Тем паче, что камень здесь очень дешев.
В сей день обедали у
нас предводитель Ростовской с сыном своим и сосед, некто господин Кологривой [помещик, владелец села Богородское с деревней Козохово, в 7 км от Поречья].
После обеда батюшко со мной и Ив.Ив. Шварцем ездил в другое свое село Воржу, в
двенадцати верстах от Поречья. В сем селе около 350 душ крестьян, которые все
огородники. Хотя они и не богаты, однако довольны. А при том, живут они столь
тихо и смирно, что в двенадцатилетнее владение ими батюшки не доходило ни одной
просьбы. Пробыв в Ворже часа два, отправились мы назад, в Поречье, куда и приехали
в осьмом часу пополудни.
24
число. Воскресение.
Во весь день была
теплая и хорошая погода. Мы все были у обедни. Отец Иоанн Ораевский служил
очень хорошо и говорил о любви прекрасную проповедь своего сочинения. После
обедни гуляли мы по селу и были в гостях у многих крестьян к которым вчера
зайти не успели.
Перед обедом, по батюшкиному повелению собраны были в приказ все старики и лучшие крестьяне, у которых батюшко изволил спрашивать, довольны ли они своим бурмистром? На что все единогласно отвечали, что они им очень довольны и лучшего себе не требуют. Батюшка похвалил бурмистра за его хорошее правление. Но как при том батюшке донесено было, что некоторые из порецких крестьян пьянствуют и мотают, то призваны были и сии. И сделан им строгий выговор за их беспутство с угрожением, что они, по мере их вины, впредь наказаны будут, если вскоре не исправятся в своих пороках.
Перед обедом, по батюшкиному повелению собраны были в приказ все старики и лучшие крестьяне, у которых батюшко изволил спрашивать, довольны ли они своим бурмистром? На что все единогласно отвечали, что они им очень довольны и лучшего себе не требуют. Батюшка похвалил бурмистра за его хорошее правление. Но как при том батюшке донесено было, что некоторые из порецких крестьян пьянствуют и мотают, то призваны были и сии. И сделан им строгий выговор за их беспутство с угрожением, что они, по мере их вины, впредь наказаны будут, если вскоре не исправятся в своих пороках.
По учинению батюшкою
такого хозяйственного осмотра порецких крестьян, воротились мы все в дом к
бурмистру, где мы стояли. И отобедав, тот час отправились в Борисоглебские наши
слободы, которые от Поречья в двадцати девяти верстах. Дорога была очень дурна.
Она шла мимо Ростова, который вправо оставался у нас в верстах в двух или трех.
В Борисоглебские
слободы, которые от Ростова в семнадцати, а от Углича в пятидесяти семи
верстах, приехали мы в осьмом часу пополудни. И как время было очень хорошо, то
мы вышед из карет, тот час пошли гулять.
Местоположение сих
слобод не в пример лучше Порецкого. Они построены на высоком и сухом месте. По
одну сторону их течет речка Устье, а по другую сторону окружены они большим
бором, за который батюшке несколько лет тому назад давали четырнадцать тысяч
рублей.
Почти в середине сих
слобод стоит монастырь святых Князей Бориса и Глеба, в котором мы были.
Строение в нем довольно хорошо и крепко. Всех церквей в нем четыре, из которых
соборная не дурна. А братии только тринадцать человек, которые однако ж
монастырь содержат в чистоте.
Борисоглебские наши
крестьяне, которых числом 450 душ, не богаты. Они почти все торгаши. Очень мало
из них пахарей. Хотя у них хороших угодий, как по лесу, а особливо пахотной
земли и лугов столь много, что они, отдавая их в наймы, получают больше, нежели
сколько на них положено оброку. Такого явного их нерадения к землепашеству
причиною не иное, что как прежнее худое за ними смотрение, когда они были
монастырские и употреблялись монахами большею частию в служки. А потому и поныне
еще не привыкли они к пашне.
На реке Устье есть у
нас мельница, с которой батюшка ежегодно получает до пятисот рублей.
___
ОР РГБ. Ф. 219 Орловы-Давыдовы. Карт. №74. Ед.хр. 21. Л. 70-77 об.
Окончание следует…
Комментариев нет:
Отправить комментарий