воскресенье, 5 апреля 2015 г.

Ростовская земля в «Дневной записке…» графа Александра Владимировича Орлова. 1786 год, часть первая

Публикация источника
Портрет графа Владимира Григорьевича Орлова (1743—1831). 1812 г. Собрание Государственной Третьяковской галереи
В отделе рукописей Российской Государственной библиотеки хранится «Дневная записка путешествия в Нижний Новгород…», написанная графом Александром Владимировичем Орловым (1769—1787), старшим сыном графа Владимира Григорьевича Орлова (1743-1831.), владельца Поречья-Рыбного, Воржи, Борисоглебских слобод и Спасской слободы под Ростовом.
Рукопись датируется 15 мая – 24 июня 1786 г. По сути это дневник, который граф Александр Владимирович писал по совету своего учителя Харитона Андреевича Чеботарева. Итак, в «записке» описывается отправление 15 мая 1786 г. из Москвы; посещение Троице-Сергиевой лавры; остановки на ночлег по пути следования; погода, состояние дорог, зажиточность мужиков, состояние их строений, село Караш. Приезд в ростовские вотчины: села Поречье и Воржа, Борисоглебские слободы, Спасская слобода. Ростов, посещение Яковлевского монастыря и Успенского собора. Отъезд далее, через село Великое, в костромские и нижегородские деревни, возвращение в Москву. Каждый день путешествия в «записке» датируется числом и днем недели. Ниже, в нескольких публикациях, будут представлены фрагменты «Дневной записки…», которые касаются пребывания Орловых в Ростовской земле. Позже, надеюсь, они будут опубликованы в Сообщениях Ростовского музея.
20 число. Среда.
В сей день погода была хороша. Мы, отобедав и поблагодарив хозяев за хлеб соль, отправились далее в нашу дорогу. И проехав в 30 верстах от деревни Петра Сергеевича [Свиньина] остановились ночевать в Экономическом селе Караш, в котором крестьяне довольно зажиточны, почему и строение у них изрядное. На половине дороги из Смоленской в Караш проезжали мы в брод реку Нерль.
21 число. Четверг. Вознесеньев день.
Мы встали очень рано, то есть в 5 часов по утру. Во всю ночь шел дождик, так, как и во все утро. Едва успели мы проснуться, как доложили батюшке, что приехал с несколькими крестьянами из Ростовского нашего села Поречья бурмистр. Батюшка, не задержав мужиков, отправил их вперед. А сами выехали мы в 6 часов из Караша. Прямая дорога в Поречье была хотя короче, но за грязью принуждены мы были ехать чрез новоучрежденный город Петров, который очень мал. Строение в нем деревянное, получше, нежели в Переславле Залесском, по крайней мере, не ветхое. Улицы хороши, прямы и широки, однако ж не вымощены. Присутственные места выстроены каменные. А как мы в сем городе не останавливались, то и не мог я ничего более заметить. Кроме того, что сей город стоит на высоком и сухом месте.
В четырех верстах от Поречья встретил нас бурмистр с стариками и лучшими из тамошних крестьян. Дорога и погода были столь дурны, что не прежде как в 10 часов могли мы приехать в нашу деревню.
По приезде нашем батюшко [граф В.Г. Орлов], братец [граф Г.В. Орлов], Иван И. Шварц [наставник, учитель детей графа] и я тот час пошли в церковь, где застали еще молебен. При входе в церковь удивился я очень богатству ее и великолепию. Она построена по старинному вкусу, о пяти главах, но все отделано в ней с великим тщанием. Образа греческого письма и позолота на иконостасе отменно хороша. Словом сказать, сия церковь стала в 50 000 рублей. Крестьяне наши построили ее без всякой посторонней подмоги. При ней три священника и два дьякона, все жития и поведения хорошего и в служении исправны. Из всех обратил на себя наше внимание священник, отец Иоанн, по прозванию Ораевский, который довольно учен, служить мастер, часто сказывает проповеди, пишет изрядные стихи и при том, поведения очень хорошего.
По возвращении из церкви приходило к нам очень много мужиков и баб поздравлять нас с приездом. И по обычаю своему подносили подарки. Иной - сахар, другой пряники, иной лимоны и тому подобное. Хотя батюшко вообще не любит никаких подарков, а потому неохотно их принимает даже от своих подданных. Однако почти нет способу отказать им в том, потому, что они крайне тем оскорбятся.
Сверх крестьян приходили также поздравлять нас пореченские священники с церковным их причтом, при котором случае упомянутый отец Иоанн говорил батюшке изрядную поздравительную речь и поднес оду своего сочинения на прибытие батюшкино в Поречье. Сия ода мне понравилась и многие ее хвалили.
Дом в котором мы стояли, принадлежит нашему бурмистру. Он каменный, в два жилья, с подъездом, комнат около десяти, они расписаны, но худо расположены, так, как у всех крестьян. Вообще, строение в Поречье хорошо, много очень домов в два жилья, каменных уже одиннадцать. Вероятно, вскоре их будет больше, потому, что деревянное строение тут еще скорее гниет, нежели в других местах.
В сем селе 843 души, раскольников между ними нет, один только был, да и тот обратился. Многие из пореченских мужиков торгуют, а прочие почти все огородники, да небольшое число рыбаков. Вообще можно сказать, что они очень богаты. Большая часть из них имеют от двух до трех тысяч капиталу. Многие от десяти до двадцати, а иные более пятидесяти тысяч рублей. Они житья хорошего, прилежны к церкви. Иные из них весьма хорошие люди, каков наш бурмистр и другие.
Местоположение села Поречья дурно. Оно стоит в яме, на реке Где, которая в трех верстах оттуда впадает в Ростовское озеро. Город Ростов в двенадцати верстах отсюда.
Время было дождливо во весь день, от чего по всему селению столь грязно, что почти не было способу выйти на улицу, почему и просидели мы весь день в комнате.
(Продолжение следует…)
___
ОР РГБ.  Ф. 219 Орловы-Давыдовы. Карт. №74. Ед.хр. 21. Л. 63-69 об.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...