среда, 29 апреля 2015 г.

Гомзулин Василий Иванович: из воспоминаний о войне


К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Василий Иванович Гомзулин. Деревня Караваево Поречского сельского поселения Ростовского МР Ярославской области.
13 августа 2014. Фото здесь и ниже: А.Г. Морозов
Гомзулин Василий Иванович родился в 1922 г. в деревне Караваево (рядом с селами Климатино и Поречье-Рыбное) Ростовского уезда Ярославской губернии.

- На фронт меня взяли в 41-м году, я работал тогда на торфянке. Мы приехали в Гороховецкий лагерь, там был пересыльный пункт. И вот оттуда нас начали формировать. Огарев там был, Цыган, Боровин – порецких много. Потом Пантелеев был мой товарищ. Нас набирал полковник. Меня вызвал: «Ездишь хорошо на лыжах?». Я говорю: «Нет, я на коньках хорошо катался». Он засмеялся: «На коньках мы не берем на фронт. Пойдете в другую часть». Потом Пантелеев говорит, что на лыжах не больно умеет. А вот Сляднев, Сиволот и Костя Малышкин: «А мы с горы вот как, и не падали». Их в разведку, в лыжную часть. Мы не знали, где лучше: где убьют, где не убьют. Нас в сторонку с Пантелеевым, их туда в сторонку, этих сюда в сторонку. «Вы пойдете в артиллерию, вы в лыжную часть, а ты пойдешь на коньках, или не на коньках в танковую часть». Я говорю: «Ну, ладно». В танковую часть попал, под №34. На танк КВ (Клим Ворошилов). Механиком-водителем. Мне нравилась эта машина. Звание мне присвоили старший сержант. В окопы немцев заваливал. Много танкистов горело. Нас под Москвой подбили, я не растерялся, защелку люка раз, и мы, весь экипаж, спаслись. Только вылезли из танка, начали снаряды рваться, его разнесло и он [танк] загорелся.
Живы остались. Прошли болотину, кусты. Было заминировано. Так тут спаслись, а тут на мины наскочили. У меня осколок и сейчас торчит в пальце, в ноге. Потом в Нижний Новгород, в Горький, там судостроительный завод был (раньше суда вырабатывали, корабли). А в войну, тридцать четверки делали. Приехали под Москву, нас выстроили, а получили хорошие машины и рации другие. Тридцать четверка добрая была машина. У них были приборы ТМФД и ТШ-15, такой здоровый. Глядишь в него, передает по зеркалам, а в ТМФД трубка, тоже наблюдаешь, тоже кривая такая. А в танке тоже: едешь, глядишь вперед, а все равно глядишь через стекло, а глядишь вроде прямо, обтекаемая броня. Под Москвой, под Волоколамском и Майский перекресток – вот где потом были, потом на Курскую Дугу попали.
Уже в 1944 году был нам приказ – нашу часть отправили на дальний Восток. Посадили в товарные вагоны, кормили плохо: сухари, брынза, селедка. Едешь, на станции остановят поезд, все выбегут из вагонов. Бабушки с пирогами, с корзинками. Некоторые понахальнее – у них отнимали, а мы не такие. «Возьмите пирожков» - нам пирожков. Кто поросенка, кто кролика, то чего, и в вагоне резали и варили, вот только так. 11 суток ехали до Дальнего Востока. И когда приехали, я попал не в танковую часть, а в школу разведки попал. Пистолет, 2 гранаты, компас, карта, и вот по ночам идешь. Идешь и глядишь, а то мешком накроют и живьем утащат. Тут нервы большие надо.
Да, мы проходили и приемы. А там одни сопки и горы, а они как козы: раз, раз – глядишь, он на сопке. Они ушлые. Потом школу шпионажа кончил – вот ходили. Один раз ночью идем, один заметил, говорит: «Какая–то лошадь идет, давай возьмем е». Я говорю: «Зачем, стрелять ночью нельзя, шум наделаешь». А там пороховой склад был: взрывчатые вещества, снаряды хранились, и эта лошадь к складу и идет. А нам подозрительно, что лошадь к складу идет. Нет, чтобы в сторону куда, а идет в направлении к пороховому складу. Мы все–таки грохнули ее: этот сибиряк Сашка грохнул. Подошли к ней, а там, оказывается, был привязан ремнями шпион. Шпион японский туда шел – к пороховому складу.
Закончилась война для меня на Дальнем Востоке, войной с Японией. В 1945-м году пришел домой.
___
Записал Морозов А.Г. 17 марта 2006 г.
Воспоминания Гомзулина Василия Ивановича хранятся в архивном собрании ГМЗ «Ростовский кремль» // ГМЗРК. А - 1940. С. 4 – 6.
Василий Иванович Гомзулин беседует с актерами Гоголь-Центра и Волковского театра, путешествовавшими по проекту "Кому на Руси жить хорошо". Деревня Караваево, 13 августа 2014.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...