На встрече борисоглебцев в клубе «Яблочный пирог» в
доме крестьянина Елкина Борисоглебского филиала Ростовского музея 21 октября 2016
г. научный сотрудник филиала Ольга Залыгалова представила комплекс музейных
предметов – десертные фарфоровые тарелки, изготовленные на заводе братьев
Корниловых. Россия, Санкт-Петербург. 1884-1917. Фарфор, деколь (полихромная,
надглазурная), золочение, формовка. 1,1х20,5х20,2. Тарелки поступили в
Борисоглебский музей от Анны Сергеевны Корниловой в 1977 г.
Тарелка круглая, на кольцевом поддоне, с прямым отогнутым
бортом. Белая, с голубым бортом с золотым цветочным орнаментом и золотыми
отводками по краям. На белом фоне зеркала полихромное изображение ветки черной
смородины с ягодами. Под изображением, внизу слева, надпись золотом: "По
ориг. Н. Фонъ-Бооля".
История одного из самых успешных фарфоровых заводов России
началась в далеком 1835 г., когда купчиха из Санкт-Петербурга М.В.
Корнилова решила обустроить на правом берегу Невы собственный фарфоровый завод.
Расположив предприятие в весьма удачном в плане близости к сырью и
транспортному узлу месте, Мария Васильевна сделала и еще один важный шаг,
сосредоточив капитал только в кругу семьи. Пять сыновей Корниловой помогали
управлять заводом, что существенно упростило всю финансовую деятельность.
Со дня основания
завода большое внимание уделялось техническому оснащению предприятия,
внедрялись новейшие достижения науки и техники в области керамического
производства. В то же время большое внимание уделялось художественной стороне
изделий.
Сырье на
предприятие поставлялось из Финляндии (кварц и полевой шпат), белая глина из
Глухова Черниговской губернии и из Англии, капсельная глина – из Тихвина и
Боровичей Новгородской губернии. Краски для росписи фарфора изготавливались на
заводе и частично поставлялись из Франции.
В 1843 г.
корниловский завод получил почетное звание «Поставщик Императорского двора» и
право изображать на своем заводском клейме государственный герб «за
значительное производство фарфора красивых форм, изящной живописи и хорошей
позолоты». В 1867 г. завод принимал участие во Всемирной выставке в Париже. С
середины XIX в. предприятие вело торговлю в Персии, Дании, Болгарии, Франции,
экспортировало фарфор в США и Канаду.
В 1869 г., когда
владельцем завода стал Михаил Саввинович Корнилов, завод был одним из
крупнейших предприятий художественной промышленности в России. К тому времени на мануфактуре уже трудилось
270 мастеровых и рабочих. В 1886 г. его наследники образовали «Товарищество
братьев Корниловых» (официально существовало с 1893 г ).
В 1870-1880-е гг.
значительно расширилась тематика декорирования корниловского фарфора, появились
мотивы древнерусской и византийской орнаментики, сюжеты на темы русских сказок
и сцены из русской народной жизни. Одним из технологических достижений Корниловых
явилась разработка механических способов украшения фарфора. Некоторые из них
впервые в России были внедрены именно на корниловском заводе. С 1881 г.
здесь стали широко использовать деколь (переводные картины).
В конце XIX в.
Корниловы внедрили черно-белую фотопечать, или фотокерамику. Сухую механическую
печать оживляло творчество привлеченных к работе известных художников. В 1900-е
гг. Корниловы выпустили коллекции, которые условно можно назвать «Рыбы», «Птицы»
и «Ягоды». На таких изделиях ставилась подпись автора-исполнителя эскизов – «ИГ»,
то есть Иван Гольнбек.
Николай Константинович
фон Бооль (1860–1938) в 1903 г. получает должность управляющего Московской
конторой императорских театров и императорских театральных училищ. В своих
воспоминаниях директор императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский
характеризует фон Бооля, как «настоящего чиновника, со всеми хорошими и дурными
качествами, званию этому присущими». Фон Бооль
числился почетным членом Совета детских приютов, членом Санкт-Петербургского
общества поощрения художников, Общества ознакомления с историческими событиями
России, членом Московского столичного попечительства о народной трезвости и
Общества призрения престарелых артистов.
В августе 1917 г. корниловский завод
был закрыт. Попытка возобновить производство и выпускать на заводе дешевую
посуду и изоляторов не увенчалась успехом. Братья С.М. и Н.М. Корниловы вошли в
штат сотрудников ГФЗ (бывшего ИФЗ). Бывший директор правления «Товарищества братьев
Корниловых» С.М.Корнилов стал в 1919 г. консультантом ГФЗ по вопросам
экономического развития. В январе 1919 г. оборудование, белье и сырье с
корниловского завода было перевезено на ГФЗ. Последний владелец мануфактуры -
Николай Михайлович Корнилов (1850-1928) до 1927 г. оставался главным инженером
предприятия.
Автор публикации: Ольга Залыгалова
А сколько может стоить такая тарелка?
ОтветитьУдалить