вторник, 5 ноября 2013 г.

Почти юбилейное: в музее - дети, в музее - ветераны


Перед юбилеем хоть человечьим, хоть музейным - так обычно порыться в архивах, полистать старые бумажки, перебрать древние фотографии.
Кстати, о последних: в музее открыта выставка архивных фотографий. Второй этаж Красной палаты - экспонируется фотолетопись "Ростовского кремля".
Но не об этом речь. Я роюсь в собственном фотоархиве - и нахожу фотоснимки сравнительно недавние, начала 2000 гг. 
Оба эти снимка вызывают, если честно, печаль.
На первом - дети в музее. Смутно догадываюсь - рисовали, скорее всего, маму. Самый благодарный и безропотный объект для портретирования. Маме, чтоб дите с нее портрет изготовило, даже и позировать не надо. 
Дети в музее - такое быстротечное явление. Вроде бы вот они пришли первоклассниками, чуть не впервые в музее, на экскурсию - целым классом, Детский центр для них прокатывает одно за другим занятие по программе. Год за годом группы школьников проходят, сменяют друг друга. Становятся все серьезнее и основательнее эти самые программы. В школе тем временем детки осваивают МХК - мировую художественную культуру, и на музей смотрят уже иначе. 
Эти дети, что на снимке, наверное, уже и школу закончили. Хочется верить, что в музей они ходить привыкли. А если привыкли - приведут и своих детей. Хочется верить.
На втором снимке - старики. 60-летие Победы. Сфотографировались ветераны войны и тыла в окружении экспонатов выставки, посвященной юбилею этой самой победы. 
Инна Павловна Лашкова - учительница с невероятным, более чем полувековым педагогическим стажем. В этом году снималась она в телесюжете ГТРК "Ярославия" - рассказывала про смерч 1953 года.
Сергей Кузьмич Овчинников - кадровый офицер, на пенсии долго-долго работал в совете ветеранов. Я как-то писала о нем. Была у него дома - благо жил в нашем же подъезде. Показывал документы, награды. И - сумку кожаную свою - которую сам сшил! В какой-то момент, помню, пропал. Потом снова увидела его на улице, спросила - что случилось, не болел ли. Оказалось - да, болел. Упал, тяжело ушибся. И так путем не оправился от травмы. Исчезла привычная офицерская выправка, поникли плечи. Потом опять его долго не было видно. Потом - в газету принесли некролог. 
Рядом с ним на снимке стоит Мария Васильевна Козлова  -  она тоже живет в нашем доме. Неувядающая, не стареющая Марьвасильна! Все так же активна и элегантна, разговорчива и общительна, как когда-то давно, когда мы только что познакомились. 
Яков Александрович Храбров. Я о нем тоже писала - он построил музей в сельхозтехникуме. Какие там роскошные были фотоальбомы - как понимаю, времен Н.В. Чижикова те альбомы. Тех времен, когда в пределах нынешнего Митрополичьего сада Чижиков выращивал арбузы (или дыни?).
Яков Александрович - чуть ли не последнего военного призыва. Много воевать не пришлось - получил тяжелое лицевое ранение, долго лечился, вернулся в Ростов. Жив, насчет здоровья - не скажу, но деятелен. Последний раз видела его недавно около того раскопа на валах. В телесюжете объясняет бизнесмену, что и как тут у нас в Ростове.
Остальных на снимке либо не знаю, либо не узнаю. 
Вот печаль от всего этого: дети - вырастают, старики - умирают. Впрочем, фотографии помогают видеть детей детьми, а стариков - живыми. Помогают помнить и вспоминать. 
Как и музей, впрочем. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...