среда, 21 октября 2020 г.

Записки свящ. Александра Парфенова. По Ивановской стороне...



За предложение для местного туризма закрыть границы, меня назвали Сталиным. Я прощаю. Тем не менее, стало заметно как завертелось «Золотое кольцо» в последние месяцы! За новые подсказки на маршруте сердечно благодарю И.В. Купцова.

На выходной мы уехали в Иваново, не самый популярный в плане туризма город. Однако, граница закрыта, время летит, и мы поехали. На службе стояли в селе Унимерь. В святые 90-е мы изредка приезжали в Борисо-Глебский монастырь. Было приятно общаться с отцом Виктором Яновичем, настоятелем собора, с его мамой, монахиней Ангелиной. Вечная память обоим!

Тогда же в соборе начал службу, стройный, красивый священник Александр Белов, тогда он еще продолжал работать врачом. В 1994 году в монастырь приехал отец Иоанн с братией. Похоже тогда отца Александра перевели в Унимерь. Теперь он благочинный Гаврилов-Ямского района. Я видел село с удивительным названием на карте, но ни разу здесь не был. Мы встречали эпизодически, на собраниях и архиерейских службах. Лет десять назад отца Александра наградили за то, что с ружьем в руках отстоял церковь от разграбления. Поэтому фото интерьера не будет, не ждите.

Погода была плохой, пошел снег. Сидеть бы дома, но так и жизнь пройдет. Название у села совершенно мерянское, да и место красивое, на высоком берегу Которосли. Жаль, что в тумане далеко не видно. Село приятное, чистое, без коттеджей и без избушек развалюх, такое еще надо найти. Архитектура Троицкого храма 1789 года постройки для меня, это архитектура идеального русского храма. Очень люблю такую. Одна глава на четверике. Что особенно нравится, трапезная заподлицо с четвериком, без выступающих частей. Все украшено русскими закомарами. Шатровая колокольня. Для конца XVIII века, это архаический стиль, однако он и сейчас бы пригодился вместо золотоглавого стиля под XVI век, настолько модного, настолько неприспособленного для богослужения. В алтаре Троицкой церкви сферический свод, хорошо усиливает звук, пространство под колокольней общее с трапезной. Это удобно, свечной ящик не находится там, где молятся. Идеальный храм. В трапезной части придел. Было прохладно, но служили еще в летней части.

Литургия закончилась. Отец Александр стал служить молебен. Мы торопились дальше, выпить чаю решили где-нибудь в лесу. По дороге есть урочище «Волчиха» с дьяковским городищем над рекой Лахостью. В лесу светло, листья опали, грибов уже нет. Тонкий слой мокрого снега. Мы промочили ноги, но не сильно. Над рекой ровное ухоженное место для лагеря, здесь хорошо встречать рассвет, но не в этот раз. Надышавшись, мы вернулись к машине. За час езды к Иваново ноги просохли. Навигатор привел нас точно к Художественному музею, улица Ленинская 33. По счастью у музея парковка, почти пустая. Здание благородное, красного кирпича с красивыми арками. Перед входом дворик. Настраивает на серьезный лад, учитывая, что в музее есть коллекция египетских и античных вещей. На входе нам замерили температуру, у жены 32, у меня на два градуса выше.

Залы высокие, работы высокого уровня. Сразу нас встретил Коровин «Девушка с гитарой». Приятная встреча. В трех залах и коридоре выставлены работы реалистов и авангардистов рубежа XIX-XXвеков. Впервые в жизни я проникся последними. Меня удивляет, что многие работы были написаны до революции. Не отсюда ли, кстати, из Иванова, авангардисты попали в Ростов? Хороши индустриальные пейзажи Иванова. Забегая вперед во впечатлениях, мне показалось, что на пейзажах город лучше. Египетский и Античный зал залы манили, но коллекция небольшая, да и ладно, все же это подлинные вещи (и не только), так хорошо согревающие в хмурый осенний день. Фотографировать почему-то нельзя, а жаль. Поэтому селфи с Октавинаом Августом не будет. Впрочем, это копия XIX века.

Моросил дождь. Так много машин на улице, несмотря на воскресный день. Может быть все двигаются из одной части области в другую, ведь объездной дороги в Иванове нет. Водители едут быстро, агрессивно. Куда они все едут?! Прогулка по центру не задалась. В парк не попали и дойдя до моста, мы повернули назад. Зашли в старый дом с чугунной лестницей. Фабрика брошена, ради китайского текстиля вероятно. Тем не менее, красно-кирпичный стиль, тоже рубежа веков, это лучшее, что есть в Иванове и очень жаль, что этот стиль сейчас совсем не поддерживается. Все строится серо, уныло, нет ни ритма, ни красочной гармонии. Фасады закрыты никуда не годящейся китайской плиткой и все это особо грустно под дождем. До намеченной мной Троицкой церкви мы доехали на машине, благо парковка там была.

Однажды проезжая через Иваново, я увидел эту церковь. Она должна была обрадовать, так как является копией моего любимого Троицкого собора Лавры. Я его иногда вижу во сне.

Припарковались. Церковь стоит на белом стилобате с арочными окнами. Детский дизайн, архитектор, вероятно не закончил воскресную школу. Сделал пару рисунков храмиков, да так и бросил. Сверху стилобата ограда с кованными решетками. Под стилобатом слева парк, а справа забор под гаражи с помойкой на входе. Фото не сделать, все опутано проводами. Нельзя не только попасть в храм (а так хотелось!), но подойти к нему. Простым ивановцам, вероятно, это не нужно. В стилобате тоже есть храм, без единого окна под плоскими потолком и двумя квадратными столпами. Заходи, свечи ставь, чего еще тебе надо?! Средневековой эстетики захотел? Здесь Ивановская Духовная семинария, нечего здесь посторонним шататься!

Утешаться поехали в «Шеш-Беш», заранее присмотренный. Отзывы пишут, что в ресторанах русской кухни либо дорого, либо обслуживание хамское. Было два часа дня. Было хмуро как на закате. Парковку нашли не по навигатору, а вопреки ему, у очередного рынка-склада, через решетку которого увидели самое старое здание города — Шудровскую палатку. Пошли к ней. Хорошо, что не в темноте, можно было повредиться не на шутку. Дворик палатки обложен сколькой плиткой под углом. Залюбуешься XVII веком, станешь на край — и тебе конец.

Согласно википедии здесь построили приказную избу для усадьбы родовитого боярина. В XIX веке над палаткой построили ткацкие цеха. В XX веке палатку отреставрировали. Тесовую крышу не меняли с тех пор, она уже сгнила.

— Посмотри, из какого говна сделано крыльцо!

Это правда. С одной стороны палатки построен трехэтажный дом из силикатного кирпича. Серость, это Ивановский стиль? Не меньший ужас (погода что ли повлияла?) и скверик с вайфаем с другой стороны. Безымянная скульптура говорит сама за себя. Мы назвали ее «Портрет интеллигента». Довели, короче.

Я сделал хороший заказ. Бозбаш, супчик с нутом и двумя бараньими позвонками и бараний кебаб. Ирина заказала наудачу «Шах-плов» и ей не повезло. Много хлеба и тушенного лука. Пахлава и сладости то что надо. Спросили добрых молодцев на входе, почему евромузыка включена, не соответствует, дескать, атмосфере заведения:

— Сегодня выходной, поэтому включаем музыку бодрее, чтобы не заснуть.

Семью четыре равно двадцать восемь. Тогда тоже было воскресенье и дождь. Ушедшим в последний путь в эти дни вечная и добрая память. Много плохих новостей, мало хороших. Разве только, что солнце пробивается через тучи, снова родился молодой месяц и туристы по-прежнему едут.

Свящ. Александр Парфенов









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...