четверг, 29 октября 2020 г.

Записки свящ. Александра Парфенова. Осенние цветы



Село Красново Борисоглебского района, это не только источник питьевой воды, это восстановленная церковь Максима Исповедника. Не раз, я заглядывал сюда. Захотелось повторить, приехать на службу. Возрождением церкви и приходского дома мы обязаны отцу Игнатию (Попову) и забегая вперед, после службы он нас уже ждал, а вместе с ним уже накрытые на стол горячие щи, пироги и «горячее». Настоятель церкви, молодой священник Георгий Олонцев служит где-то в глубинах района, в тот день его не было.

Отец Игнатий, насельник Яковлевской обители, на обед приехал из Сулости. Кто же служит в церкви? Американский священник со своей семьей. Он в алтаре с мальчишками, дочери на клиросе, поют тонко, чисто. Однажды, а это было в деревянном храме на Ишне, я слышал, как они поют григорианский хорал. Мне нравится, что здесь звучит знаменный распев. Отец Иосиф Глиссон приспособился служить по-славянски, у него на разношке тетрадь, слева по-английски, справа по-славянски. Проповедь прозвучала по-английски. Понять сложно, акцент, думаю, что хорошо понятный семье, но к счастью есть толмач, Василий Томачинский, спокойно переводящий фразу за фразой.

Проповедь мне понравилась. Отец Иосиф сопоставил общения Христа с Пилатом и Иродом. Оба из них были полны своей значимостью, горды собой. Однако, Христос не стал даже разговаривать с ними. В евангелии читалось о встречи Христа с хананеянкой, той самой, сказавшей что «псы едят от крупиц господ своих» (Мф 15, 27). Она понимала, что сама по себе ничего не значит, что некому кроме Господа ей помочь. Господь открылся ей, Господь ей помог. Это образ для нас. Все хорошо, что мы делаем, но… перед Господом и людьми, лучше забыть о своих мнимых и настоящий заслугах. Только так мы добьемся успеха, именно так смогла достичь его женщина-язычница из евангельского рассказа.

Мне по душе эстетика этой церкви. В летней части, обычно закрытой, есть росписи, приведенные в порядок. Церковь построила в 1870 году Глафира Кузьминична Плешанова. Ушла классика, на смену пришел новый стиль без названия, но справедливо любивший одновременной романские, византийские и русские мотивы. Поэтому в убранстве зимней части мне чудится что-то европейское, нездешнее. Свод зимней части покоится на красивых арках, в точь-точь как в романских базиликах. На них кое-где росписи под средневековье, под ними висит хорос с иконками ростовской эмали. Три окошка между зимней и летней частями прямо как-где-нибудь в цистерцианской обители. В общем, все строго и собранно, под стать служащим и поющим.

Удобно все устроились! Один по хозяйству, другой отвечает и бумаги подписывает, третий ни о чем не думает, только служит. Так и надо, особенно в сельском храме, да и не только. После обеда мы послушали русские песни в американском, в основном, исполнении. Сайт отца Иосифа называется «Русская вера». Из Америки не видны детали, полагаю, что ему до сих пор мало известно о староверии. После обеды и музыки на своих машинах все разъехались восвояси. Наш путь лежал в настоящий старообрядческий монастырь, пусть и женский.

Монастырь закрыт, в него не пускают, возможно из-за эпидемии. Как мы с женой сподобились войти, я не расскажу. Дорога в сторону Углича, очень плохая в последние годы, все же похорошела. Ехать можно, много участков подделано, не то, что раньше. Машин в воскресный день совсем нет. Легко доехали до Улеймы и, если бы не большой крест на дороге, проскочили бы мимо. Николо-Улейменский монастырь прост, невысокие стены с башнями, стилизованными под крепость, теплой церковью с трапезной и холодным собором. Есть надвратная церковь и кельи, все скромно и практически старообрядно. Калитка была открыта, мы зашли. Звучал колокол к трапезе. Я не впервые здесь, но все равно робко, да и сыты мы. Вдруг обмирщим что-нибудь?

Собор Святителя Николы открыт. Ремонтные работы остановлены на полуслове. Что-то сделано, что-то нет. Я люблю рассматривать реставрационные работы, хотя и вижу мало хороших примеров. Вот, например, радостно, что у собора есть придел преподобной Марии Египетской, но это реконструкция, из нового кирпича, не оштукатурен. К чему он, если в даже соборе порядке нет? Хотя, зачем я спрашиваю?

Собор построен в середине XVII века и сложная история здания видна в этом «вскрытии» и тем интересна. Алтарная преграда чуть выше человеческого роста, справа и слева от алтаря стены с проемами отделяют боковые помещения. С арками, со сводами тут явно морочились, здесь не все понятно что и как. У собора подклет с окнами в западную сторону, а вход с востока. Прошел с фонариком. Вспоминается Александров, но здесь все кирпичное. Наверху притвор-трапезная с огромным квадратным столбом. Датируется она почему-то XIX веком. Пола нет, одна доска покачнулась, но жена вовремя подала руку. На земле видны две параллельные кладки. Любопытно, загадочно! Недаром идут споры не сохранился ли вдруг след старого собора, то ли XVI, то ли XVII века.

Вокруг Введенской церкви мы обошли. Внутрь не пустили, несмотря на просьбу. Впрочем, что там делать нам, никонианам? Служба идет, если я правильно понял, ежедневно. Трапеза закончилась и вышла мать игумения Людмила. Не представилась бы — не узнал. Нет ни посоха, ни клобука (насколько я помню), на плечах у нее явно рабочие кофты. Так у нас ходят трудницы. Поговорили более или менее коротко. Глаза голубые, речь интеллигентная, взгляд доброжелательный. Давно, с 90-х у меня не было такого общения, на достойной для обоих дистанции, без пафоса:

— Может быть вас с матушкой чаем напоить? Правда у меня времени мало до службы.

— Спаси Христос! Мы попьем, с собой в термосе взяли, с булками.

— Я мало занимаюсь историческими вопросами. Видите, какое у меня хозяйство!

— Бог на помощь!

Что общего у Ростова с Улеймой? Как вы думаете? Все очень просто. Основал Николо-Улейменский монастырь в XV веке монах из Ростова, преподобный Варлаам. Он странствовал по святым местам и добрался в город Бари к мощам Святителя и Чудотворца Николы. На пути домой с купленной иконой он остановился на берегу реки Улеймы, недалеко от Углича, да так и остался навсегда здесь. Вы слышали об этом раньше?!

Признаться, еще год назад я ничего не знал об этом. Источники надо читать! Впрочем, источник-то поздний, составлен практически на рубеже XVIII-XIX веков; не скажешь, что мало известный, три или четыре издания, но все же мало читаемый, особенно в Ростове. Потому, что называется «Углический летописец». История монаха Варлаама изложена там. Я хочу ее коснуться, если Бог даст. Для того я приехал сюда снова, по-другому взглянуть на это место, ставшее таким близким для Ростова и не только для него. Этим летом, с помощью разных хождений XV века, я реконструировал вероятный путь за три моря из Ростовской земли в Италию. Интересно? Распечатку этого опыта я и вручил матери Людмиле в подарок.

Пока мы разговаривали, Ирина собирала цветы. Вернее, она их сняла на свой мобильник. Кому история и хозяйство, а кому просто цветы. Осенние цветы, они прекрасны! Полюбуйтесь, пока стоит еще почти та же погода. По дороге домой мы заехали в Борисоглеб к нашему (и не только нашему) другу попить кофе. Он сказал, что ушел за грибами, но скоро вернется, раз уж мы приезжаем. Действительно, он принес в руках вешенки, которые купил в магазине. Кофе был сварен. Мы говорили о нашей последней поездке, а также о мифологии, о чем же еще. Разговор не передаю, поскольку он еще не окончен. Стемнело, мы проголодались. Хозяин дома сказал, что приготовит еду за пятнадцать минут, однако справился за десять. Редкий дар так быстро готовить! Также редко совпадают слова и дела. Мы поели риса, тушеных овощей с курятиной, нарезанный салат. Вот такой уикенд. Что скажете?

Скажу вот что. Это было четвертое октября, день обретения мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Согласно мифологии, он «расколола искоренитель». По данным ученых, в отличии от некоторых иерархов-современников, он не использовал репрессивных мер против старообрядцев, только книги, только просвещение. Это хороший пример для всех нас.

Свящ. Александр Парфенов

Фотографии Ирины Парфеновой









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...