понедельник, 24 августа 2020 г.

Об уборке ростовскими огородниками овощей и трав в XVIII-XIX в.


…после горошка поспевал чеснок, обычно на 20 июля. Его убирали вместе с травой, пока он имел зеленое перо. Выдирали, подковыривая железной лопаточкой, затем увозили на двор, где обрезали перо, оставляя волокнистый корень нетронутым на 1 вершок. С десятисаженной гряды чеснока снималось в среднем от 2 до 6 четвериков. Вслед за обрезкой чеснок ссыпали для обсушки в специально устроенный овин на всю зиму, просушивая очень слабым теплом. Зачастую чеснок не подвергался сушке самими производителями-огородниками, а сбывался почти исключительно в сыром виде сушильщикам - «овинщикам», которые его скупали, высушивали и затем продавали. Если крестьяне производили сушку дома, для этой цели делали особые полати над печью, где чеснок лежал и сох около 6 недель. Шарлот выдирали из земли в июле, затем, обрезав траву и волокнистый корень, сушили на полатях непродолжительное время. С десятисаженной гряды снимали от 30 фунтов до 1 пуда 20 фунтов.
Мяту начинали жать в июле, предваряя ее цветение, тем более что с цветком она не ценилась. Немецкая мята вырастала при благоприятных условиях до ½ аршин и снималась гораздо раньше перечной, а именно около 8 июля, по той причине, что она боялась заморозков. С десятисаженной гряды снималось от 15 до 25 фунтов. В начале сентября на тех же грядах происходил второй съем мяты, которую называли «отавой». Ее средний урожай был ⅔ от первого сбора. После снятия отавной мяты ее корень оставляли до следующей весны в земле без искусственного сохранения. Иногда холодной и малоснежной зимой корень вымерзал. Перечная или английская мята, имевшая довольно развитый цветок, предпочиталась без него, как поспевшая сжиналась в конце августа и даже в сентябре, заморозки ей не вредили. Снимали растение один раз в лето. С десятисаженной гряды получали от 20 до 30 фунтов.
Первые огурцы на открытых грядах поспевали на 8 и 15 июля по состоянию погоды, последние - до 15 августа. Сбор огурцов проходил в хорошее время, два или три раза в неделю: с десятисаженной гряды снимали каждый раз от 50 до 150 огурцов, складывая в мешки по 700-800, иногда до тысячи в каждом. Затем их везли домой, сортировали и развозили по базарам. С наиболее плодоносных плетей оставляли семенники, которые пропускали на грядах до их спелости. Затем, разбивая их, собирали семена, продавая в разные города и села на вес.
После огурцов начинался сбор лука. Зачастую периоды поздних огурцов и раннего лука совпадали. Обычно лук собирали с 10 или 15 августа все сорта одновременно. Собранный лук на телегах свозили на дворы, под крышу, где его резали и сортировали. Обрезку, сортировку и сушку лука начинали во время уборки и продолжали во время сбора корнеплодов, в основном, вечерами, заканчивая в октябре. Резка состояла в том, что у луковицы отрезали корни – «волос» и «перо» - ботву. Лук резали сырым, затем сушили или в специальных овинах, или в доме на особых полатях над печью, сразу 40-50 мер в зависимости от величины печи, где он лежал 1½ - 2 недели, иногда дольше. Затем его ссыпали в подполье, а вместо него сушили следующую партию. При сушке в овинах и на домашних печах лук не ворошили, так делали только при солнечной сушке, во время хорошей погоды, когда его рассыпали по проулку на соломе. Мелкий семенной лук насыпали на особые полати, над всей избой, чаще у печи, где он лежал всю зиму до весны.
Вслед за сбором лука, с начала сентября начинали копку корнеплодов. Первыми убирали свеклу и морковь, затем пастернак, петрушку, брюкву, далее цикорий, так, чтобы закончить работу к 20 сентября, до заморозков. Свеклу выдирали прямо за ботву, а другие корнеплоды - специальной железной лопатой – «корулей», или цикорной лопатой. Сухого цикория в том виде, как он поступал в продажу получалось с десятины: из крупных корней 202 пуда, а из мелких – 90 пуд.
Там, где под огородные растения имела место конная обработка гряд, ботву скашивали, пласт поднимали «самолетом», а корни выбирали руками. Затем крестьяне производили копку картофеля. Грядной картофель выкапывали железными лопатами с 10 по 20 сентября. В селениях, где под картофель применяли вспашку земли, производили его «дерку» с 20 августа по 1 сентября. Там, где он был высажен «под ломоть», его выпахивали «самолетом». Собирали сначала в корзины, затем в мешки. Далее везли в свои лабазы и погреба, где он хранился до весны, когда происходила его основная продажа с середины марта до конца июня.
Капусту убирали с 15 августа по 1 октября, свозили из огорода на двор, или прямо на рынок. Обчистку капусты производили иногда тут же, на грядах, или на дворе. На рынок ее везли уже обчищенную. Капустный лист после обчистки скармливали скоту. Практически все собранные плоды везли на дворы, сортировали и хранили в подвалах, в ямах, на чердаках, полатях печей или же отвозили скупщикам.
Таким образом, основной цикл сельскохозяйственных огородных работ основывался на вековых хозяйственных традициях, был «привязан» как и везде в центральной России к церковным праздникам, которые в аграрном труде являлись своеобразными вешками, определяющими временные границы земледельческих операций. Среди огородных работ превалировали женские. В селениях с небольшими участками практиковалась ручная копка гряд, в большинстве населенных пунктов преобладала вспашка огородного поля косулей – «самолетом». Скот ценился как «навозопроизводитель», обеспеченность им была недостаточной, отчасти компенсировалась покупкой удобрения с ростовской ярмарки, посевами гороха. Ассортимент овощей и трав был велик, производились они большей частью на рынок. Коллективный крестьянский опыт зафиксировал основные этапы произрастания овощных культур, времени, способов ухода за ними, уборки урожая и сбыта с учетом локальных условий сельскохозяйственного производства. Учитывался не столько климат, сколько микроклимат, особенности почв, рельефа и т.п. Традиции ростовского огородничества, его специфика требовали от селянина гибкого подхода, оставляли простор для проявления его инициативы. Поколениями крестьян-огородников были выработаны необходимые вспомогательные приемы, обеспечивающие благоприятные условия для роста посевов и их созревания. Наблюдения показывают, с какою тщательностью крестьяне выбирали способ хозяйствования на земле, находя эффективные приемы интенсификации производства, приводившие при удабривании к повышению урожая.
Литература и источники:
Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998. С. 269.
Земледельческая газета. 1857. №101.
Огородное хозяйство в Ростовском приозерном районе // Статистический Отдел Ярославского Губернского Земства. Ярославль, 1914. Вып. 105. С. 37.
Памятная книжка Ярославской губернии на 1862 г. Ярославль, 1863. С. 191.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...