среда, 30 октября 2019 г.

Экскурсия учащихся школы ростовского села Вощажниково в Углич, летом 1917 г.


В публикации представлены фотографии из альбома Н.А. Бычкова. Николай Александрович Бычков родился в 1890 г. После окончания Новинской учительской семинарии в г. Угличе с 1912 по 1916 гг. работал школьным работником в Поречском училище села Поречья-Рыбного, Ростовского уезда, Ярославской губернии. Затем, в 1917 г. был переведен в село Вощажниково того же уезда, где до 1925 г. работал учителем. Большую часть жизни занимался фотографией.
Первая фотография - о посещении учащимися школы села Вощажниково терема царевича Дмитрия в городе Углич. Вторая - их путешествие на пароходе к Рыбинску. Третья фотография – учащиеся у большого двухэтажного, обитого тесом здания школы в селе Вощажниково. Фотографии не ровно обрезаны, приклеены на лист фотоальбома и подписаны автором чернилами фиолетового цвета с указанием дат. Первые два снимка очевидно сделаны вовремя одной школьной экскурсии, летом 1917 г. Последний снимок датирован автором более точно: 15 мая 1919 г.
Экскурсия является важной составной частью просвещения и образования. Экскурсионное дело вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности. Экскурсии как метод обучения вошли в школьные программы учебных заведений XIX–XX вв. В XIX – начале XX в. школьное экскурсионное дело в России становится популярным, создаются экскурсионные общественные организации. В начале XX в. в стране появляются экскурсионные комиссии, бюро, комитеты и экскурсии становятся всё более массовым явлением.
Учителя с прогрессивными взглядами не только хотели видеть учащихся грамотными, но и желали, чтобы они были по возможности образованными, развитыми, знающими свой край, природу, окружающую их. С этой целью они совершали с учащимися исторические экскурсии: в краеведческие музеи, например в Ростове, древние памятники – церкви и монастыри, памятные места в Ярославской губернии и за ее пределами.
Часто проводились экскурсии естественно-научного характера - в лес, в поле, на луг. Собирали растения, знакомились с породами деревьев и кустарников, определяли возраст деревьев, изучали вредителей и т.д. Растения, собранные во время экскурсий, приносили в школу, определяли, расправляли и вкладывали в большие листы промокательной бумаги. Таким путем засушивали травы и цветы. Кроме материала, принесенного с экскурсий, учителя давали индивидуальные задания отдельным ученикам. Особенно часто по сбору появляющихся трав весной. В результате такой, нередко многолетней работы составлялся довольно полный гербарий весенней флоры Ростова и его ближайших окрестностей.
Экскурсии по Ростову и его окрестностям назывались «ближними» экскурсиями. О таких экскурсиях педагоги делали индивидуальные и групповые доклады на конференциях и съездах учителей города. Доклады публиковались затем в отчетах о конференции, с приложениями - краткими сочинениями учащихся об экскурсиях. Иногда школы делали и дальние экскурсии. Например, в Троице-Сергиеву Лавру.
Как отмечает В.Д. Титова 1910-1915 гг. были временем некоторого подъема в деле народного просвещения, по крайней мере начального. Всё это делалось благодаря прогрессивно-настроенным деятелям народного образования. Ростовское земство и Городская дума много работали по улучшению начального образования в Ростовском уезде и в городе Ростове.
Литература, источники:
Лапшина С.А., Фадеева С.В. Фотоальбом сельского учителя // Ростовская земля. История и культура. [блог] 22 марта 2017.
Морозов А.Г. Фотоальбом учителя Н.А. Бычкова // Ростовская земля. История и культура. [блог] 12 апреля 2017.
Рогушкина Е.В. Из воспоминаний ВерыДмитриевны Титовой. Моя педагогическая работа перед первой мировой войной(1909-1915 гг.) // Ростовская земля. История и культура. [блог] 13 января 2019.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...