"Повесть о Петре, царевиче ордынском" принадлежит к числу наиболее известных и значительных произведений древнерусской литературы. Вместе с тем ученые до сей поры не пришли к единому мнению о том, когда она была написана.
В литературе датировка "Повести" колеблется в пределах
от середины XIV в. до конца XV в. Наиболее определенно диаметрально противоположные
точки зрения на данную проблему высказали В.О. Ключевский и М.О. Скрипиль.
Первый из них, сопоставив данные об исторической ситуации в Ростовском
княжестве первой половины XIV в. с текстом "Повести", пришел к
выводу, что она написана "не позднее половины XIV в.", возможно,
иноком ростовского Петровского монастыря. Второй, напротив, отнес создание
"Повести" к концу XV в. "В 1474 г. великий князь Иван III,
—писал М.О. Скрипиль, — покупает Борисоглебскую сторону Ростова. Монастыри, в
частности Петровский, имели все основания для тревоги. В этой атмосфере местной
трагедии, болезненно переживаемой отдельными княжествами в период образования
единого национального русского государства, в стенах Петровского монастыря и
была обработана легенда об ордынце — основателе монастыря или церкви
применительно к патрону Петровского монастыря — Петру царевичу ордынскому".
Никто из многочисленных авторов, писавших о
"Повести", не знал об опубликованном более ста лет назад в
"Ярославских епархиальных ведомостях" документе, который позволяет
существенно уточнить время написания данного произведения.
Этим документом является грамота 1645 г. царя Михаила
Федоровича, данная Ростовскому Петровскому монастырю. Из нее мы узнаем, что в
ростовской посадской Благовещенской церкви тогда существовала "книга
"Житие Петра Царевича"", написанная в 6987 (1478/79) г.
Подозрение в фальсификации настоящей датировки исключается
тем, что "Житие" представил не Петровский монастырь, а никак не
связанная с ним ростовская церковь. Таким образом, по крайней мере, до 1645 г.
существовал список "Жития Петра царевича", которое теперь чаще
именуют "Повестью о Петре, царевиче ордынском", точно датированный
1478/79 г. Следовательно, "Повесть о Петре, царевиче ордынском" не
могла быть создана позже 1478/79 г. Последняя дата в контексте исторической
обстановки того времени выглядит более чем многозначительно. Именно в 1478 г.
великий князь Иван III конфисковал 10 волостей, принадлежавших новгородскому
архиепископу, и половину владений крупнейших монастырей Новгорода. Новая
конфискация владычных земель была осуществлена в 1479-1480 гг. Очевидно, в
церковных кругах тогдашней России эти акции произвели удручающее впечатление.
Оно тем более должно было быть сильно в недавно окончательно присоединенном к
Московскому княжеству Ростове. А ведь, как уже не раз отмечалось
исследователями, одной из важнейших тем "Повести" является обоснование
прав Петровского монастыря на его земли и воды, купленные царевичем Петром.
В свое время И.У. Будовниц утверждал, что у Петровского
монастыря не было оснований для беспокойства в связи с присоединением к Москве
(земля была конфискована у новгородского владыки, которого обвинили в измене,
но представителей ростовского духовенства московское правительство не
рассматривало как изменников). Однако в действительности дело обстояло не столь
благополучно, об этом свидетельствует заметка, включенная в виде особой вставки
в житие Авраамия Ростовского, которую еще в конце XIX в. опубликовал М.И.
Соколов. Вот ее полное изложение: "В лета 6981-го году, егда князь великий
Иоанн из Риму царевну взял, дочь деспоты Аммарейскаго Фомы, и та чудотворцова
вотчинка, селцо Угодное, взято на время, и у иных у многих; и потом сын его
князь Иоанн женился у волоскаго воеводы у Стефана на Елене. И в том замолчали,
а из монастыря не били челом. И в 34-м году, как сын его князь великий Василий
Иоаннович княгиню свою Соломаниду Сабурову постриг, а взял Глинских Елену, и
тою вотчинкою завладели Глинские".
Если верить данному тексту, который, по вполне убедительному
предположению М.И. Соколова, попал в житие из бумаг настоятеля Авраамиева
монастыря Иоакима (умер в 1555-м г.), в промежутке времени между женитьбой
великого князя московского Ивана III на Софье Палеолог (1472 г.) и женитьбой
царевича Ивана на Елене Волошанке (1483 г.) московские власти отобрали одну из
вотчин Ростовского Авраамиева монастыря, а также "у иных у многих".
Вполне возможно, что среди этих многих был и Ростовский
Петровский монастырь.
Не следует ли в таком случае предположить, что упомянутые
новгородские и ростовские события явились последним толчком к написанию или
окончательному завершению "Повести о Петре, царевиче ордынском". Если
все это так, то 1478/79 г. и является временем ее возникновения.
А. Мельник.
Опубликована: «Ростовская старина», № 117 (28.09.2004).
Комментариев нет:
Отправить комментарий