четверг, 2 января 2014 г.

Преображение в Спас-Смердино

У сельских храмов, особенно удалённых от главных дорог, есть серьёзная проблема – малое количество прихожан. Поэтому когда мы с Татьяной поехали на праздник Преображения в Спас-Смердино, предполагали, что увидим в храме с десяток молящихся. И поначалу казалось, что так и будет. Однако к началу службы и немного погодя храм заполнился народом. Нет, он не был полон, но для данной местности четыре десятка человек  не так уж и мало. И не только бабушки были в этот праздничный день в храме, были и молодые люди. И мужчины подошли ко времени.
  Но всё по порядку. Отец Вадим, настоятель Преображенского храма, несмотря на то, что до начала службы было полтора часа, встретил нас у храма. Я сообщал батюшке заранее, что хочу написать материал о храме, и поэтому он решил показать нам всё, пока нет народа. Для нас было необычно то, что храм имеет два этажа, такое встречается не часто. Нижний этаж – Рождества Христова с приделами Николая чудотворца и Димитрия Ростовского. Удивили фрески – явно школы Васнецова. Сразу представилось, как мастера девятнадцатого века добирались до этого отдалённого села, чтобы украсить храм такими красивыми фресками.И кто-то же договорился с ними и оплатил их работу! Дай Бог ему вечную память!
 Нижний этаж зимний, поэтому здесь стоит печь. Ранее была буржуйка,  которая часто дымила. Так что стены и своды храма закопчённые. Чтобы снять эту копоть, не повреждая росписи, потребуется немало трудов. Показывая очищенные места, настоятель объясняет: «Обычными ластиками чистили, поэтому работа идёт медленно. А вообще специалисты сказали, что именно эта закопчённость и сохранила фрески…» С потолка на нас смотрят  херувимы с характерными для этого вида живописи широко открытыми глазами. Пока реставрация коснулась только их ликов, да в углу свода небольшой участок  росписи промыт полностью.
   На второй этаж ведёт деревянная лестница. Входим в летнюю часть храма -  Преображения Господня. Здесь всё готово к празднику. На скамейке  в сторонке  ждут освящения плоды: яблоки, груши, виноград. Да и каждый входящий в храм, приносит с собой пакет или корзинку с плодами. У кого-то даже овощи в корзинке.
   Служба проходит своим чередом. В алтаре отцу Вадиму помогает его сын – студент Сергий. Да и матушка и две их дочери Ксения и Мария хлопочут в храме, престольный праздник требует немало приготовлений и забот. Народу сегодня больше обычного, все пишут записки, расставляют свечи, за которыми надо присматривать.
   Когда подходит время исповеди, понимаю, что здесь традиция – на праздник исповедоваться и причащаться всем, кто присутствует на службе. Мы, не зная об этом, не готовились к причастию и почувствовали себя неуютно в то время, когда люди пошли на причастие. Батюшка же выразил своё отношение к этому одной фразой: «Вот так сами себе праздник испортили».
   После причастия – крестный ход. В нем принимают участие не все: спуститься со второго этажа и вновь туда подняться под силу только тем, у кого здоровье покрепче.
   Завершается праздник, как и полагается на Яблочный спас, – освящением принесённых плодов. Стол, на котором происходило освящение, был обильным. Когда участники службы подходили к кресту, батюшка каждому в честь праздника вручил по яблочку.
 Показали нам захоронение бывшего священника храма - Иоанна Краснораменского, которого до сих пор помнят пожилые прихожане. Кто-то посещал его службы, кто-то крестил у него детей. По тому, как ухожена могила, видно, что люди чтят память батюшки, который отслужил здесь с 1926 по 1971 год. Был у него только один вынужденный перерыв – на войну.
   Ростовский краевед А.А.Титов в своей книге «Ростовский уезд» пишет,  что храм в Спас- Смердино «сооружен усердием прихожан в 1810 году». Понятно, прихожан в то время было не столько, сколько сейчас. Правда, по имеющейся информации, проживали здесь в основном крестьяне среднего достатка. Но не забывали своей малой родины земляки, уехавшие в Петровск, Москву и  Санкт-Петербург. Совместными усилиями удавалось не только содержать и ремонтировать храм, но даже создать капитал в размере 2995 рублей, доход от которого шёл на нужды причта. В общем, большую заботу проявляли прихожане о своём храме. Сейчас это делать трудно в силу малочисленности прихода. Поэтому надеемся на то, что эта публикация  поможет найти людей, которые заинтересуются храмом и помогут здешнему приходу.
  














                                                                                       М.Попов                
                                                                 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...