Евангелие. Без выходных данных. Нижний
Новгород, 1613 г .
или Московский печатный двор, 1619
г . *
Инвентарный номер Ц-2920.
Формат: 20. 28,5х19 см.
Материалы: бумага вержированная, краска
типографская, дерево, парча, пергамен, жемчуг искусственный, стекло, серебро.
Техника: печать типографская в две
краски, переплёт, золочение, подклейка, чеканка.
Орнамент: инициалов 4 с 4-х досок;
заставок 11 с 2-х досок; рамок на полях 21 с 3-х досок.
Сохранность: экземпляр полный.
Большинство листов чистые, очень хорошей сохранности; на ряде листов
незначительные пятна от затеков сырости и воска, правые нижние углы первых двух
листов выкрошились. Некоторые листы книги (особенно в начале) затерты. Лист 7
об. (1-го сч.) подклеен на фальц. Верхнее поле листа 126 (4-го сч.) надорвано.
Многочисленные опечатки в нумерации листов.
Переплёт: ХVII в. – доски в парче с
шитым орнаментом, парча сильно потерта. От верхней крышки сохранилась небольшая
часть доски вдоль корешка. Обрез позолочен, с чеканом, застежки утрачены. На
верхней крышке цельнометаллический оклад 1-й пол. XVII в.**: серебряная
золочёная доска с чеканным растительным орнаментом в виде извивающихся побегов
с листьями и цветами; на доске 11 черневых овальных и круглых дробниц с
изображениями: в центре – Иисус Христос на троне, по углам – 4 евангелиста,
между ними по краям доски: вверху – св. Троица Ветхозаветная, по бокам –
Благовещение, митрополиты Пётр и Алексий, внизу – преподобный Сергий; края
доски и дробницы обнизаны жемчугом (16 зёрен), стеклянными и металлическими
бусинами, по всей видимости более поздними; в центре вокруг средника в высоких
кастах 4 камня: 2 синих и 2 красных. Оклад хранится в фонде драгоценных
металлов инв. № Дм - 56. В качестве обклейки нижней крышки и припереплетных
листов (-, I-IV) использованы одинарный и два двойных листа бумаги XVII в. с
филигранью «Виноградная гроздь» (в справочниках Диановой, Гераклитова, Лихачева
не обнаружено). Половина одного из двойных листов являлась ныне оторванной
обклейкой крышки. Блок был укреплен полосками тонкого пергамена с фрагментами
латинского унциала XV в.(?) с красными, черными и синими инициалами. Сохранилось
три фрагмента пергамена, приклеенных на нижнюю крышку. Шнуры закреплены деревянными
пробками в пробоях. Сохранился один каптал, основа которого сплетена из золотых
нитей.
Записей нет.
Поступила в 1921 г . из Ростовского
Успенского собора.
Примечание.
*В марте 1611 г . во время восстания в
Москве против интервентов сгорела типография. Московский печатник Никита
Фёдоров Фофанов сделал попытку перенести типографию в Нижний Новгород.
Описанный выше экземпляр в современной науке считают так называемым
«Нижегородским памятником» 1613
г .; часть исследователей считает, что данное издание
было выпущено всё же в 1619 г .
в Москве на восстановленном после Смутного времени Печатном дворе.
**Игошев В.В.
датирует оклад книги 1530-1540-ми гг. и считает, что изначально он был сделан
для Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1623 г . был вложен царём
Михаилом Фёдоровичем и его отцом патриархом Филаретом в Успенский собор г. Ростова.
Литература: Кириллические издания
Ростово-Ярославской земли 1493-1652 гг. Каталог под редакцией И.В. Поздеевой, №
87. Ярославль-Ростов, 2004. С. 105.
Игошев В.В.
Новая атрибуция серебряного оклада Евангелия из ростовского Успенского собора
// История и культура Ростовской земли 2010. Ростов, 2011. С. 212-220.
Список фото:
фото 1 верхняя
крышка оклада книги (cм. фото вверху),
фото 2 дробница
с изображением Сергия Радонежского с оклада книги,
фото 3 нижняя
крышка книги, обтянутая парчой,
фото 4 лист с
текстом.
Автор сообщения
Александр Киселев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий