Занятие-экскурсию проводит автор выставки, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея Ирина Зауривна Зубец . |
Изображения
птиц –– орнитоморфные мотивы –– одни
из древнейших и наиболее распространенных
в искусстве. Первые художественные
воспроизведения птиц, отличающиеся
высоким уровнем исполнения,
появляются уже в первобытном обществе.
Птица
привлекала человека своей способностью
подниматься к небу, солнцу, богам; ее
полет у многих народов ассоциировался
с полетом души, вместилищем которой в
разных культурах и становилась птица.
В
странах Востока священными считались
голуби - вестники богов. Голубь появлялся
на плече пророка Мухаммеда, олицетворяя
сходящее на него Божественное вдохновение.
В христианстве голубь –
символ вечной жизни, Святого Духа, один
из атрибутов сюжетов Благовещения,
Крещения, Сошествия Святого Духа и
Троицы.
Изображения
птиц были всегда распространены в
искусстве фарфора. С 1749 г. во Франции
издавалась 36-томная «естественная
история» Ж.-Л. Бюффона с множеством
гравированных иллюстраций, ставших
основой для росписи посуды. Так, на
фарфоровой мануфактуре в Севре (Франция)
с 1752 г. изготавливали сервиз с «Птицами
Бюффона».
В Мейсене (Германия) птицы выписывались
с такой орнитологической точностью,
что фарфоровые изделия можно использовать
в качестве иллюстраций для их изучения.
Особое место
занимают птицы в русском народном
искусстве. На
Руси их образ имел много символических
толкований: считались они и творцами
земли, и предвестниками весны. Верили,
что своим громким криком прогоняют
птицы с земли русской мрак и стужу, несут
«тепло летушко». Наиболее
любимы они были на Русском Севере. Здесь
в каждой избе висели
под потолком щепные
птицы.
От
движения воздуха они начинали кружиться,
словно паря в небе. Такие фигурки
символизировали семейный очаг,
способствовали спокойствию и счастью
дома, оберегали семейство, поэтому ещё
одно их название - птица счастья.
Птица –
частый сюжет росписей северных прялок,
на которых она символизирует рай, райские
кущи, поэтому нередко изображается как
птица Сирин (птица с девичьем лицом).
В виде
водоплавающих птиц резали на Руси
солонки и ковши. Птиц
изображали и в игрушках, которые возникали
первоначально совсем не для забавы:
обобщенные условные фигурки птиц имели
магический, заклинательный смысл. Так,
игрушки глиняные чаще были свистульками.
По древним поверьям, свист и вообще шум
был способен отгонять злые силы, но, в
то же время, свист напоминал пение птиц.
Испокон веков
славилась русская земля искусством
мастериц-рукодельниц. Все русские
женщины умели прясть, ткать, вышивать.
Скатерти, покрывала, полотенца, одежда
– всё это украшалось вышитым или тканым
орнаментом. Один из наиболее любимых его мотивов - орнамент с
птицами. На вышивках пернатые отличаются от
своих природных собратьев условностью,
декоративностью и стилизованностью.
Расположение
двух птиц по сторонам дерева, ветки или
листа означало начало жизни, символизировало добро и счастье, свет,
тепло и урожай.
Полотенца с таким орнаментом дарили
новобрачным, подвешивали в красном углу
избы.
Увидеть всё это своими глазами можно, посетив выставку в Музейной гостиной - "Птичье царство".
Комментариев нет:
Отправить комментарий