Вид на центральную площадь Поречья с 3-го яруса никитской колокольни. 1950-е гг. Фото Н.И. Петрова // Частное собрание. |
Адрес: располагался рядом с домом №38, в северной части центральной торговой площади. Дом зафиксирован на фотографиях центра Поречья середины XX в.
Описание: дом каменный, двухэтажный, под вальмовой железной крышей. Начало XIX в. 4-мя окнами южной стороны был обращен на площадь. По 6 осей окон имели западный и восточный фасады. Фасады были украшены по углам широкими плоскими лопатками, а между окон - более узкими плоскими лопатками, с капителями. Завершал фасады многоступенчатый карниз. Окна наличников не имели. С северной стороны к дому примыкало деревянное крыльцо. 1-й этаж по воспоминаниям старожилов везде имел своды. На 2-м этаже было 6 комнат, в которых оштукатуренные потолки имели тянутые лепные карнизы. Отапливался дом изразцовыми лежанками и печами.
Дом был сломан «по ветхости» в начале 1970-х гг. На его месте построен современный магазин – магазин №1 поречского сельпо. В настоящее время – продовольственный магазин «Абакан».
Легенда: в 1930 – 1960 гг. на 1-м этаже дома располагались магазин поречского сельпо и заготпункт. На 2-м этаже было несколько коммунальных квартир.
В XIX – начале XX вв. дом принадлежал богатым первостатейным крестьянам Рудаковым. При доме Рудаковы имели крепостных людей. Так, в докладе бурмистра Лалина и его помощника Сироткина в домовую контору графа В.Г. Орлова от 22 августа 1808 г . значится, что по ее приказу от 16 июня они рассматривали случай о побеге, совершенном девкой Анной Ивановой, служившей у крестьянина Рудакова. В ходе следствия соседи Рудакова показали, что девушка была «доброго поведения». Ее побоев, как от Рудакова, так и от жены его они не видели и не слышали. Жена Рудакова на следствии призналась, что «она только будто за косу девку неоднократно драла, а более ни чем не бивала». Однако, Лалин заключил, что верить ей нельзя. Девушка показала, что жена крестьянина «бьет ее всегда единственно за то, что ревнует ее с мужем своим». По словам самого Рудакова у его жены была привычка ревновать. Общее заключение бурмистра с выборными гласит: «…означенную девку велеть продать желающим из порецких крестьян, а когда охотников не будет, то на сторону, ибо он, Рудаков не заслуживает иметь у себя покупных людей, кроме наемных, по нраву жены своей». Пока шло следствие, девушка находилась в доме земского старосты Бровина, жена которого «девку весьма похваливала». Домовая контора очень тщательно проверила все показания и вынесла решение о ее продаже.
Литература:
Морозов А. Крепостные люди ростовских крестьян-огородников в конце XVIII - первой половине XIX вв. // "Ростовская старина" 23 декабря 2008. №142.
Вид на центральную площадь Поречья с 1-го яруса никитской колокольни. 1960-е гг. Фото Н.И. Петрова // Частное собрание. |
Вид на застройку центра Поречья к западу и северу от центральной площади. 1960-е гг. Из архива И.Л. Маринина // Собрание Поречской поселковой библиотеки. |
Центральная площадь Поречья 1 мая. 1960-е гг. Из архива И.Л. Маринина // Собрание Поречской поселковой библиотеки. |
Василий Яковлевич Костылев (1885-1969) в центре Поречья. Справа дом Рудаковых // Частное собрание Н.Н. Морозовой (Костылевой). |
Комментариев нет:
Отправить комментарий