среда, 7 мая 2025 г.

Дети войны земли Борисоглебской. Галина Михайловна Бондарь (Комарова)



Галина Михайловна родилась в деревне Сытино в 1934 году. Её отец, Комаров Михаил Иванович (1908гр), работал в артели, занимавшейся производством кирпича, изразцов, посуды. Когда началась война, отца призвали на фронт. Сначала был сборный пункт около Троицы на «Звёздочке». Мать, Комарова (Семёнова) Надежда Васильевна, ходила на сборный пункт провожать отца. Мать ездила, чтобы встретиться с отцом, когда было переформирование части. Это была их последняя встреча. Он служил на Волховском фронте, ранен 26.06.1942. Участвовал в боевых действиях 2-й стрелковой дивизии 261 стрелкового полка Прибалтийского фронта старшиной 1-й миномётной роты, отличился во время боя за деревню Новолаки 14.02.1942 , награждён медалью «За боевые заслуги» , своевременно поставлял во время боя на передний край боеприпасы и горячее питание, погиб в 03.08.1944 году. Сохранились фотографии, которые были у отца на фронте, и письмо, которое показывает его добрым, любящим и заботливым человеком.
«26/8/43 Привет и тысяча лучших пожеланий. Здравствуйте, дорогая семья, любимая Надя, детки Галя, Рома. Во-первых, спешу описать, что я, милая Надя, посылку я твою получил, за что, дорогая, большое спасибо. Милая Надя, в тот день, когда я получил посылку, как раз у меня было заговенье, хлеб поел утром, а до другого утра ждать долго. Вдруг сообщают, что пришла посылка. Я, конечно, сразу пошёл и получил, принёс в землянку. Согрел чаю, и поверь, Надя, то не было ничего, а тут сижу, даже и кусочки мяса, и малина. Напился как пучок, вспотел и уселся написать, в общем ты всё учла, и фото передо мной, которое очень понравилось всем и подтвердило, что ты моя милая, на самом деле моя, а то ребята не верили, на первую фотографию говорили, что очень молода, а теперь удостоверил. Чай пил с малиной и дал командиру, потом пришли и мне говорили спасибо, пили, говорят, за здоровье вашей жены, и, конечно, я был доволен, и накушавшись все легли спать с хорошим настроением. Вот, думаю я, так далеко от дома, а всё же получил посылку, фотография немного потискалась, а ткань нигде не расшита, а материал, чем обшивала посылку, я на два мешка сухарных, остальные на воротнички. Да ну теперь, дорогая, я живу хорошо пока всё идёт, сыт, обут, пока в резерве собираемся каждый день громить немца, везде его, несчастного, громят и скоро ему, несчастному, конец. Возможно, эти месяцы, в которых будет разгром врага и останемся живы, но судьба не известна, пули, осколки ищут, правда иногда попадают и в смелых. Я пока их не боялся, не очень-то прятался, она найдёт. Милая Надя, сейчас у нас у всех настроение хорошее, дела веселят, врага бьют, везде он бежит, сдаётся десятком тысяч пленных. Само говорит, вот немцу скоро капут. Они уж это знают и говорят так, ну что будет ещё увидим. Обо мне, милая Надя, не беспокойся, бывает и трудно, но я всё переживу, приходилось в окружении переносить очень большие трудности, но пережил и теперь. Милая Надя, пиши чаще, возможно иногда я задерживаю письма из-за условий, но ты пиши, я жду твоих писем, они радуют нас, фронтовиков. За тем до свидания, дорогая Надя, милые детки, жду письма, целую вас, дорогие, до свидания. Ваш отец и муж М.Комаров»
После войны очень хотели съездить на могилу отца в Эстонию в Кохтла- Ярвеском районе, в военкомате сообщили адрес, написали туда письмо, пришёл ответ от местной школы, в нём сообщили, что за могилами советских воинов ухаживают пионеры, съездить так и не удалось.
Во время войны все трудовые дела легли на плечи женщин. Мать работала в артели, изготавливала глиняную посуду. Детям, Галине -7 лет и Роману -5лет, давали глину, и они тоже делали посуду, потом ставили её в общую печь для обжига. Посуду ходили продавать на рынок в Борисоглеб, также продавали ягоды, которые собирали в лесу. На вырученные деньги покупали еду. Роман всегда был голоден и просил есть, а Галина часто покупала книги, очень любила читать, прочитала все книги, которые были в школьной библиотеке. Галина училась хорошо, начальные классы учились вместе, и она за год усвоила всю программу, во всём подражала старшей сестре, говорила «я как Рита». Они жили в ветхом доме в Сытино, однажды ночью крыша обрушилась, их спасло то, что у железных кроватей высокие спинки, они удержали крышу. После того, как выбрались из дома, пошли жить к родственникам Ломовцевым: тёте Марусе с детьми Ритой, Олегом, Костей, у которых отец Иван Андреевич был на войне.
В селе на работах были пленные немцы, у них выменивали на еду мыло, обувь. Питание было плохое, поэтому весной начинали всю траву пробовать на вкус, срывали и ели. На ужин круглый год был винегрет, за каждым ребёнком был закреплен день, когда он готовит.
Когда открыли детский дом в Троице, мать устроилась туда на работу, они переехали в Борисоглеб, жили в церковном доме при колокольне. Галина училась в Ростовском педагогическом училище, до которого было трудно добираться, шли пешком, ехали на попутках, сидя в кузове на дровах. В училище была введена форма. Девочкам из детского дома выдавалась настоящая шерстяная форма и валенки, а остальные шили сами ситцевые платья и красили их в коричневый цвет. Галина Михайловна с благодарностью вспоминает преподавателей, которые прививали высокий уровень культуры, учили бальным танцам, был преподаватель-итальянец, который учил играть на скрипке.
После училища Галина Михайловна работала в Яковцеве. Дети из дальних деревень жили в интернате, учителя сами готовили еду: макароны или картошку с килькой круглый год. В магазине продавалась только водка, килька и хлеб. Галина Михайловна нашла учительницу, которая работала в Яковцеве в царские времена, окончившую институт благородных девиц, она приехала из Ярославля, все собрались послушать. Она рассказала, что раньше школу содержал попечительский совет села. Дети обеспечивались учебниками, тетрадями, карандашами, их кормили. Учительница жила в школе в отдельной комнате. Летом в школе проводили ремонт, а учителя отправлялись на отдых на море, им там снимали жильё на время ремонта. После этого директор быстро прекратила беседу. В обязанность учителей входила просветительская работа. В выходные проводили танцы, учили местную молодежь вальсу, полонезу, кадрили. Ходили на ферму с лекциями. Галина Михайловна вспоминала забавный случай на ферме в Булаково, когда она хотела повесить объявление о лекции, решила встать повыше, забралась на холмик, а это оказалась свинья.
Галина Михайловна закончила педагогический институт, в качестве учителя географии по распределению была направлена на Дальний Восток в Совгавань, отработала там положенные 3 года и вернулась домой, 3 года не видела родных, одной было тяжело. Денег не хватало. Жили около школы в доме для учителей, на дрова денег не было, поэтому приходилось брать школьные. За свет платили без счётчика за 1 лампочку. У них в комнате была розетка, они её закрывали столом, учительница -жена военного- оставила свою плитку. В августе деньги заканчивались совсем. Ели одни грибы, которые собирали в лесу и жарили.
В Ярославской области нашли работу только в Даниловском детском доме, там Галина Михайловна отработала 2 года, потом её направили в Архангельск в школу. Там она проработала более 30-ти лет учителем географии и завучем. Вышла замуж. На пенсии после смерти мужа, Бондаря Николая Петровича, переехала в Борисоглеб.

На фото: 1.Бондарь Надежда, дети Галина и Роман, бабушка Семёнова Александра Алексеевна, 1941г.
2. Бондарь Н.С. 1949г.

Л. Ковалева.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Русская Рига и ростовские огородники. Из семейного архива Кирилла Боброва

Бобровы и Жиделевы, Курмановы и Лалины, Коркуновы и Козловы - крестьяне Поречья-Рыбного, уходили в Ригу на отхожие промыслы, как огородники,...