Что это, русский фольклор или чудо постмодерна, на нас свалилось? В Ростовском кремле праздник отмечали, хотя и без службы как обычно. Я люблю этот праздник (хотя с него начинается пост) за его многослойность. Мне интересна культурная составляющая в религиозном опыте, и наоборот, в историко-культурном наследии, его религиозная составляющая. В данном празднике необычно много таких корней, уходящих в глубину тысячелетий, из далеких и теплых регионов, поэтому, вероятно, он и назван «медовым».
Давайте проведем
археологические раскопки вместе и начнем с самого древнего пласта. Помогать нам
будут календари разных эпох и сопутствующие книги, минея и пролог. Согласно
последования богослужения сегодня проводится служба семи мучеников Маккавеев.
Кто слышал об этом? Это ветхозаветная история и фабула здесь жестокая. Грек
Антиох заставлял отречься от Бога и съесть свиное мясо. Девяностолетний Елеазар
отказался и сподвиг на сопротивление Соломонию с ее семью сыновьями:
«Отвеща старец и рече:
– Не подобает мне ми о
воеводо, и неполезно есть еже послушати земнаго тленнаго царя, иже днесь суща,
и утре не суща, и по еже отсюду исхождении червьми снедаема, и горце и
безконечно мучима; но паче Небеснаго царя, Иже един имеяй безсмертие и во свете
живый неприступне, Иже словом своим сотвори всяческая видимая же и невидимая».
В целом история происходит из Библии, из так называемых Маккавейских книг (2
Макк 6, 18–7, 42), но не ищите их в протестантских изданиях, их там нет. Речь,
само собой, не о скверне мяса, тем более свиного, а о религиозной войне. Как
всегда принуждение в религии посрамлено, а в святых Маккавеях явлена стойкость.
Не чужая религия страшна, а ее безбожное навязывание.
Отметим для себя что,
живя задолго до Рождества Христова святые формально не были крещены, ни разу не
принимали ни одного из церковных таинств.
Указанный в календаре
праздник Исхождения древ Креста Господня хорошо растолкован в зеленой минее
издания Московской Патриархии 1970-х гг. В жарком Константинополе хранилась
значительная часть Животворящего Креста. К римскому обычаю отмечать каждый
новый месяц прибавили процессию по городу с освящением воды. Так праздник 1
августа попал в календари, ведь горожане пили из одного акведука и вода
освящалась Честным древом. Этот обряд совершается до сих пор в русских храмах,
в старину в этот день любили выходить на улицу, освящались «мирские» колодцы,
пригонялись стада лошадей. В выходе на реку словно проигрывалось Крещение Руси,
которое, как пишут, состоялось в этот день.
Имеет ли Ростов
отношение к первому «медовому спасу»? Да, имеет. В прологе второй половине XVII
в. есть рассказ. Согласно нему в установлении праздника Всемилостивого Спаса и
Пресвятой Богородицы участвовала вся вертикаль власти: Константинопольский
патриарх Лука, киевский митрополит Константин и ростовский епископ Нестор.
Мелочь, а приятно! Впрочем, много столетий спустя праздник понизили. В минее он
стоит на особь и, как я понимаю, это служба сейчас никем не совершается. Так
бывает в религии, акценты смещаются, что-то ветшает, что-то становится свежим и
востребованным. Больше повезло другой новации князя Андрея Боголюбского —
празднику Покрова, учрежденному в ту же эпоху и теми же людьми. Туга народная
память, несмотря на реформу праздник хоть и не отмечается, но по-прежнему называется
«Спасом». Повод задуматься.
Сказание о празднике
Спаса полно средневековой непосредственности. Кажется, мы в XXI в. ничуть не
изменились:
«... И возвратишася от
сечи поганых. И все видеша лучи огненны от иконы Спаса нашего, Владыки и Бога,
и весь полк его покры. Он же возвратися вспять и попали грады те огнем, и
положи землю ту пусту, а на прочие грады возложи дань даяти».
Ну, а мед-то почему? А
кто его знает?! Информацию не нашел, но обычай замечательный. Мне было в
радость, когда вчера жена принесла с рынка меда из Воронина, он такой янтарный
и очень вкусный. Праздник не праздник без него, все же мы дети! Пришло время
урожая и мало-помалу освящаются его плоды.
Знаете, есть парафин,
а есть воск. Мы не знаем, какая «жертва» Богу приятнее. Есть мед, а есть сахар,
про который врачи говорят, что он вреден. Итак, имеются натуральные продукты, а
имеются суррогаты, которых так много в жизни, про которые мы знаем, что они
вредные, иногда забываем об этом, иногда уговариваем себя, что по-другому
нельзя. Тем не менее подделки и подлинные вещи необходимо различать. Над воском
и медом трудилась пчела. Над исторической информацией трудится ученый,
трудолюбиво складывая мед в улей знаний. Наше право, конечно, пользоваться
суррогатами.
Евангелие от Иоанна
начинается со слов: «Эн архео ин о лойос». Так и слышится «археология». Говоря
о «медовом спасе», мы археологически разобрали корни праздника, насытились
сладким и полезным медом его истории. На здоровье! Как раз наступил д е н ь а р
х е о л о г а , с чем я поздравляю всех добросовестных коллег. Будьте счастливы
и здоровы, пусть у вас будет больше открытий и меньше бюрократических препон.
Один, говорят, «поискал Иисуса, другой хлеба куса». Это всех профессий
касается.
Да, кстати, вы что
предпочитаете, мед или суррогат?!
Свящ. Александр
Парфенов
Комментариев нет:
Отправить комментарий