суббота, 15 февраля 2020 г.

Встреча с детством

Нина Борисовна Зайцева

Четверг, 13 февраля, начало обычного рабочего дня. В тишину музейного утра ворвался звонок: «Алло, Юля, здравствуй! Это Нина Борисовна Зайцева звонит. У тебя не будет времени нас сегодня принять. Мы с сестрой давно к тебе собирались и вот решили». Кладу трубку. Ловлю себя на том, что улыбаюсь. Я вообще, только придя работать в музей осознала, насколько человеческая жизнь длина и коротка одновременно. Вот, давно ли я школьницей сидела на уроках Нины Борисовны… А сейчас она у меня про свободное время спрашивает, смогу ли принять. Конечно, смогу, и не просто смогу, а жду этой встречи с нетерпением любопытного ребёнка.
Ну вот и встреча, приветствия, знакомство. Если Нину Борисовну я знаю еще со школы, то с её сестрой Кулагиной Эльвирой Михайловной мне общаться ранее не приходилось. Внимательно вглядываюсь в лицо своей пожилой учительницы, кажется, и не изменилась вовсе, только, то ли я выше стала, то ли она уменьшилась в росте. А в остальном все такая же: светлый ум, бойкая эмоциональная речь, бодрый взгляд. Успокоенная начинаю расспросы. С чем пришли? О чем пойдет речь? Знаю, что темы для разговора могут быть самыми разнообразными.
«Мы, Юля, хотим про КБО Борисоглебское рассказать. Элина мама там всю жизнь проработала». Начинается рассказ про артель инвалидов и Промкомбинат, про объединение в КБО, про строительство памятной, даже мне, «Ёлочки». Особенно Нина Борисовна остановилась на том факте, что в годы войны и после неё, в артели работало очень много инвалидов, возвращавшихся с фронта. А в конце 1950 – начале 1960-х гг. в Промкомбинате получили полезные швейные навыки почти все выпускницы Борисоглебской школы, прежде, чем определились с будущей профессией.
Не заметила, как пролетел час, спорили, уточняли, дополняли друг друга, смеялись над казусами прошлых лет, поясняли, кто на фотографиях. И вот наши гостьи, удовлетворенно вздохнув, поднимаются: «Ну, совсем мы вас, девчонки, заболтали! Пойдем мы!» Вздыхаю и понимаю, что расставаться не хочется и видно не мне одной. «А знаете, - говорит вдруг Нина Борисовна, - тот наш дом старый, на Профессиональной, я до сих пор вспоминаю. Жили там все вместе, весело. А потом продать пришлось. Когда разбирали хлам, много старинных вещей нашли. Тогда Света Лапшина даже в музей часть предметов взяла. Помню пальто зимнее красивое из бархата было». А у меня как лампочка в голове зажглась. «Так ваше пальто, - говорю, - наверху в экспозиции висит. Хотите посмотреть?» Гостьи с радостью соглашаются. Поднимаемся, подходим к витрине. «Нет, не оно!» - разочарованно тянет Нина Борисовна. «Да, что ты, Нина, оно! Смотри застежка наша!» - восклицает Эльвира Михайловна. «А ведь и правда!» Обе наши гостьи заулыбались, затараторили, обсуждая вещь.
И вдруг, Нина Борисовна повернулась ко мне: «А ты знаешь, Юля, я когда по молодости его из сундука доставала, тетя Оля мне говорила, что сидит оно на мне идеально. Всё советовала в нем на улицу пойти! Да я стеснялась». На губах легкая улыбка с примесью грустинки, в глазах блеск и радость и печалью вперемешку. Я и не заметила, как и сама заулыбалась. «А ещё Света чайнички фарфоровые брала…» Поворачиваюсь к горке, показываю рукой: «Вот, посмотрите, может из этих?» Подходят, всматриваются, теперь с оценкой не спешат. «А ведь, наше, Эля!» - осторожно проговаривает Нина Борисовна и та кивает. Помолчали, как будто боялись спугнуть что-то важное, ценное, дорогое и невероятно теплое. Мгновение, другое, и тут загомонили одновременно, спеша поделиться воспоминаниями. «А помнишь чайник в виде петушка с обломанным носиком?» «И самовар…». «И туалетный столик с крутящимся зеркалом…». А я стою и чувствую ком в горле от понимания, с детством можно встретиться, и машина времени существует!
Юлия Байкина, научный сотрудник
музея «Дом крестьянина Елкина»,
культурный центр пос. Борисоглебский


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...