Сотрудники
нашего музея ещё летом познакомились с потомками старинного зажиточного рода
Борисоглебских крестьян Ёлкиных. Обменявшись информацией выяснилось, что наши
новые знакомые представители семьи одного из четырех братьев Ёлкиных,
переехавших в Служнюю (Подгорную) слободу с отцом в начале XVIII в. Галицкая Татьяна Геннадьевна является
представителем шестого поколения потомков Фёдора Ёлкина продолжает жить в
Борисоглебе, собирая историю своего рода. Новая наша встреча произошла как раз
по поводу изразца. Татьяна Владимировна принесла в музей замечательный образец
в коричневой глазури и хоть для макета он использован быть не может, но
представляет интерес сам по себе.
Как
известно, впервые русское изразцовое
искусство появилось на территории Древнего Киева в X-XI вв., Старой Рязани и
Владимира в XII в. Здесь при раскопках археологи обнаружили первые русские
изделия из керамики с покрытием из прозрачных многоцветных глазурей. Уже в XV в. изразцы широко использовали в убранстве
домов и жилых интерьеров. На XVII в. пришелся расцвет муравленых изразцов («мурава» -
свинцовая глазурь зелёного цвета). А в XVIII в.
Пётр I велит делать изразец на европейский манер – гладкий с
голубым рисунком. Не смотря на это, и полихромные и рельефные изразцы не теряют
своей популярности вплоть до XX в. Самыми известными и узнаваемыми были
московские, белорусские и ярославские мастера. Примечательно, что ярославские
изразцовые мастера начали сразу изготавливать многоцветные плитки, минуя
муравленые. Они в больших количествах производили изразцы-розетки, пояса,
многоизразцовые клейма, антаблементы. Розетки своими изображениями похожи на
московские, остальные изделия довольно самобытны, существенно отличаются от
московских как изображениями, так и оттенками эмалей. Наибольшего размаха
изразцовое производство в Ярославской губернии достигает во 2 половине XIX – начале XX вв. К этому времени в нашем крае имелось три
основных центра (куста) производства изразцов: Ярославский, Ростовский и
Рыбинский.
Наш
образец из красной глины, рельефный и покрытый коричневой (терракотовой)
глазурью. По мнению местных специалистов, имеет наибольшее сходство с
продукцией Рыбинского завода Аксёнова. Это возможно, но наводят на сомнения два
обстоятельства. Во-первых, Аксёновские изразцы, по документальным источникам,
имели заводское очень примечательное клеймо на румпе, а здесь мы его не видим. Во-вторых,
по рассказу дарительницы Галицкой Татьяны Геннадьевны, изразец был привезён в
Борисоглеб в их дом по улице Лесной из села Игнатовское, Фурмановского района,
Ивановской области, из разобранного купеческого дома.
После
передачи изразца в фонды Ростовского музея специалисты, конечно, дадут точный
ответ на вопрос о происхождении данного образца. Тем более, что по рассказам Татьяны
Геннадьевны, её мать, Барбашова Галина Афанасьевна, передавала несколько таких
образцов в музей ранее. Данный факт, к нашему огорчению, свидетельствует и о
том, что сама печь разрушена. А ведь ещё каких-нибудь 100 лет назад такая
красавица, находясь в доме, свидетельствовала о благосостоянии его хозяев и
была предметом гордости.
Юлия Байкина
сотрудник музея «Дом крестьянина Елкина»,
культурный центр пос. Борисоглебский
Дом (бывший) Елкиных - Барбашовых на ул Лесной пос. Борисоглебский |
Прелесть и какой красивый дом!
ОтветитьУдалить