14 апреля 2017 г. в Борисоглебском филиале музея-заповедника "Ростовский кремль" - доме крестьянина Елкина прошла третья лекция по археологии. Лектор: Иван Владимирович Купцов - заведующий археологической коллекцией музея. В публикации И.В. Купцов представил краткий текст прошедшей лекции.
Первое упоминание мери в письменных источниках едва ли не более раннее, чем упоминание о славянах. В трудах европейского историка 6 века Иордана меря, наряду с мордвой, упоминается в числе народов, временно покоренных готским вождем Германарихом. В «Повести временных лет» отмечается, что меря играла активную роль в политической жизни Древней Руси уже во времена Олега, в 9 веке, участвуя в его военных экспедициях на Киев (882 г .) и Царьград (907 г .).
Первое упоминание мери в письменных источниках едва ли не более раннее, чем упоминание о славянах. В трудах европейского историка 6 века Иордана меря, наряду с мордвой, упоминается в числе народов, временно покоренных готским вождем Германарихом. В «Повести временных лет» отмечается, что меря играла активную роль в политической жизни Древней Руси уже во времена Олега, в 9 веке, участвуя в его военных экспедициях на Киев (
Кроме письменных
источников, о народе меря осталась память в географических названиях. Многие из
нас ловили себя на мысли, что с детства привычные названия родных речек и озер
на самом деле звучат на непонятном языке: Пижерма. Туношна, Шопша, Пулохма,
Сара, Неро. Мерянский язык исчез из употребления около тысячи лет назад, и
поскольку памятники мерянской письменности неизвестны, ученые с большим
вниманием относятся к изучению сохранившегося мерянского языкового наследия. На
сегодняшний день доподлинно известно, что меря, по языку, относилась к народам
финно-угорской группы. Из числа современных наиболее близким к мерянскому
языком может считаться марийский. К числу других родственных мере народов
относятся мордва, карелы, саамы, коми, ханты, манси, эстонцы, финны и венгры.
Расселение мери
произошло на весьма значительной территории по всей Верхней Волге, на землях
современных Ярославской, Костромской, частично Тверской, Ивановской и
Владимирской областей. Ростовская земля исторически стала одним из центров
хозяйственной, культурной и политической организации мерянских племен. Здесь
расположено около двух десятков селищ, а центром мерянского этнического
объединения стало Сарское городище, расположенное на высоком мысу над рекой
Сарой в 12 км .
от Ростова.
Хорошо
укрепленное городище занимало высокий (до 20 м .) мысовидный выступ в излучине р. Сары (в
те времена она носила название Гда) и включало в себя три отгороженные валами и
рвами чести. Средняя, самая ранняя, датируется 7 веком. За пределами городских
стен располагался неукрепленный посад. Жилые и хозяйственные постройки на
городище, посаде и других мерянских поселениях были, как правило наземными,
срубной конструкции. В центральной части городища их расположение носит следы
регулярной планировки.
Обилие предметов
материальной культуры из слоя мерянских поселений говорит о значительном разнообразии
хозяйственной деятельности и духовной жизни мерян. Наряду с земледелием и
скотоводством, меря широко освоила различного рода ремесла, в том числе,
металлообработку. Можно предположить, что производство ремесленных изделий было
направлено не только для удовлетворения внутрихозяйственных нужд, но и на
продажу. О торговых связях мери говорит наличие с 10 века рядом с Сарским
городищем, на противоположном берегу реки, своеобразного поселения «заморских
гостей», в культурном слое которого обнаружены многочисленные находки привозных
предметов европейского и восточного происхождения: украшения, стандартные
слитки бронзы, монеты, орудия труда и оружие.
Большого уровня
мастерства мерянские умельцы достигли и ювелирном искусстве. На материалах из
культурного слоя Сарского городища мы можем проследить процесс изготовления
ювелирных украшений практически полностью, от обработки заготовок до готовых
изделий. Если предметы вооружения известны нам, в основном, по мужским
погребениям, то украшения – по женским. Основной элемент женского украшения
мери – так называемые «шумящие подвески. Изначально всякие украшения имели не
столько эстетическое, сколько сакральное значение, напрямую связанное с
анимистическими представлениями наших предков, с их убеждением, что мир вокруг,
все объекты окружающей действительности заселены духами, которые могут как
помогать человеку, так и наносить ему вред. В качестве непреодолимой преграды
от злых духов и применялся орнамент либо иные украшения: ворот, подол и рукава
одежды защищались вышивкой; окна, двери и дымоходы жилища, края посуды –
резьбой. Такую же защитную функцию призваны были выполнять и шумящие подвески,
звук которых должен был отпугивать «нечисть». Выполнялись эти подвески в форме
стилизованных священных животных и птиц – коней, уток и др., к которым на
цепочках подвешивались металлические пластинки в форме утиных лапок или
миниатюрные бубенчики. Такие украшения могли подвешиваться на одежду, пояс,
вплетаться в прическу.
Интенсивное
развитие ремесленного производства на городище со временем приобретало все
больше подражательных черт: местные мастера успешно пытались сначала копировать
а позднее усовершенствовать привозные вещи. Мы видим ранее неизвестные мере
предметы: ножницы, калачевидные кресала, замки и ключи к ним. Наличие последних
говорит о значительном развитии прибыльной торговли: было что прятать и
запирать на замок. Вместе с тем, освоение новых тенденций в материальной
культуре свидетельствует о начале процессов аккультурации, то есть, изменения
традиционной культуры. Начиная с 9 века этому способствовало быстрое развитие
альтернативного торгово-ремесленного центра – города Ростова.
Иван Купцов
Комментариев нет:
Отправить комментарий