В Госкаталоге, в собрании Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки, увидела целую коллекцию музыкальных рукописей, которую можно назвать ростовской – почти все они имеют отношение к Ростову или его уезду.
В записях на
рукописях перечислены находящиеся в городе Борисоглебская церковь и
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь; села Гуменец, Поникарово, Зверинец,
упомянута Троицкая церковь села Зверинца. В записях фигурируют Михайло Яковлев,
иконописец Степан Васильев Ликинский, священники Иван Иванов, Симеон Алексеев и
Николай Чуфаровский, крестьяне Иван Иванович Маринин большой и Леонтий
Васильевич Маринин.
В обзор включена
также рукопись, происходящая из села Карагочева Петровского уезда Упоминание
уезда, существовавшего очень непродолжительное время, позволяет сузить
датировку рукописи до времени между 1777 и 1796 гг. Рукопись содержит
упоминание двух человек: дьячка Антона Никитина и пономаря Стефана Красотина.
1. Муз. рукопись (б/д).
"Ростовской Борисоглебской церкви" [Октоих] (Двух-трехголосие).
Рукопись линейная. Переплет - доски, обитые кожей. Инв. Ф-283-224
Ростовская Борисоглебская церковь
2. Муз. рукопись XVIII в. Сборник
партесных концертов на 4 голоса. Партии дисканта, тенора, баса. Нотация
квадратная пятилинейная. Филигрань ЯМСЯ. На каждой партии владельческая
надпись: "Оная нотная книжка церковная принадлежащая Ставропигиальному
Ростовскому Спасояковскому Димитриеву монастырю". Переплет кожаный. На
внутренних сторонах обложек надпись: "Сия концерты Града Ростова
иконописца Степана Васильева Ликинскаго". (№№320-322). Инв. Ф-283-320
Ростовский Спасо-Яковлевский
Димитриев монастырь, иконописец Степан Васильев Ликинский
3. Муз. рукопись XVIII в. Сборник
партесных концертов на 4 голоса. Партии дисканта, тенора, баса. Нотация
квадратная пятилинейная. Филигрань ЯМСЯ. На каждой партии владельческая
надпись: "Оная нотная книжка церковная принадлежащая Ставропигиальному
Ростовскому Спасояковскому Димитриеву монастырю". Переплет кожаный. На
внутренних сторонах обложек надпись: "Сия концерты Града Ростова
иконописца Степана Васильева Ликинскаго". (№№320-322). Инв. Ф-283-321
Ростовский Спасо-Яковлевский
Димитриев монастырь, иконописец Степан Васильев Ликинский
4. Муз. рукопись XVIII в. Сборник
партесных концертов на 4 голоса. Партии дисканта, тенора, баса. Нотация
квадратная пятилинейная. Филигрань ЯМСЯ. На каждой партии владельческая
надпись: "Оная нотная книжка церковная принадлежащая Ставропигиальному
Ростовскому Спасояковскому Димитриеву монастырю". Переплет кожаный. На
внутренних сторонах обложек надпись: "Сия концерты Града Ростова
иконописца Степана Васильева Ликинскаго". (№№320-322). Инв. Ф-283-322
Ростовский Спасо-Яковлевский
Димитриев монастырь, иконописец Степан Васильев Ликинский
5. Муз. рукопись XVIII в. Ирмолог с
дополнением (месяца декабря и января каноны, канон благоверной княгине Ольге).
Нотация квадратная пятилинейная. Крупный полуустав. Филигрань: герб города
Ярославля. Переплет: остатки досок в коже. Начало и конец рукописи утрачен. На
листе 1 запись: "Из церкви села Гуменцы Ростовского уезда". На листе
11 запись: "Сия книга нотного пения Ирмосов с села Поникарлова священника
Ивана Иванова". Инв. Ф-283-582
Села Гуменец и Поникарово
Ростовского уезда, поникаровский священник Иван Иванов
6. Муз. рукопись XVIII в.: Октоих,
начало и конец утрачен, редакция краткая. Нотация квадратная пятилинейная.
Филигрань: герб города Ярославля, ЯМСЯ. Переплета нет. Письмо-полуустав. На
листе 1 запись скорописью: От церкви села Гуменица Ростовского уезда. Инв.
Ф-283-586
Село Гуменец Ростовского уезда
7. Сборник богослужебных песнопений XVIII
в., начало и конец утрачен. Нотация квадратная пятилинейная. Филигрань: герб
города Амстердама, лев, держащий скипетр. Полуустав. Переплет: доски в коже. На
листе 1 запись: "От церкыи села Геменца Ростовского уезда". На листе
31 владельческая запись: "Сия книга Михайло Яковлева". Инв. Ф-283-657
Село Гуменец Ростовского уезда,
владелец книги Михайлов Яковлев
8. Сборник богослужебных песнопений
XVIII в.: Вечерня, служба, концерты и херувимские разных роспевов. Партии баса.
Нотация квадратная пятилинейная. Филигрань. Полуустав. Переплет: бумага в коже.
На л. 1 запись: Троицкой церкви села Захарница Ростовского уезда Ярославской
епархии. (№№691-692). Инв. Ф-283-691
Село Зверинец Ростовского уезда,
Троицкая церковь в этом селе
9. Сборник богослужебных песнопений
XVIII в.: Вечерня, служба, концерты и херувимские разных роспевов. Партии баса.
Нотация квадратная пятилинейная. Филигрань. Полуустав. Переплет: бумага в коже.
На л. 1 запись: Троицкой церкви села Захарница Ростовского уезда Ярославской
епархии. (№№691-692). Инв. Ф-283-692
Село Зверинец Ростовского уезда,
Троицкая церковь в этом селе
10. Муз. рукопись б/д. Праздники
(до Богоявления включ.). Нотация квадратная пятилинейная. Есть указания на
авторов текстов: Стефана Стоградца, Анатолия Патриарха, Сергия Патриарха,
Германа Патриарха, Георгия Никомидийского, Леонтия Магистра, Иоанна Монаха, ин
роспев, малый, большой. Полуустав. Филигрань. Партия дисканта. Переплет: доски
в тисненом коже с металл. застежками. С листа 1 полистная запись:
"Ростовского уезду села [] крестьянин Иван Иваноа Большой Маринин
благословил сей книго [] Праздники певческия внука мего Левантия Васильевича
Маринина". Инв. Ф-283-714
Явно село Поречье Ростовского уезда, крестьяне Иван Иванов Маринин Большой и его внук Леонтий Васильевич Маринин
11. Муз. рукопись XVIII в.Октоих
краткой редакции. Нотация квадратная пятилинейная. Полуустав. Филигрань: герб
города Ярославля. Переплет бумажный. На листе 22 об запись: "Сей Октай
Петровского уезду Карагочева дьячка Антона Никитина доподленно его а не ложно и
своею рукою подписал пономарь села [] Стефан Красотин руку приложил". Инв.
Ф-283-723
Село Карагочево Петровского уезда,
дбячок Антон Никитин, пономарь Стефан Красотин
12. Сборник XVIII в.: Праздники
неполные; Задостойники, Службы Николаю Чудотворцу. Нотация квадратная.
Скоропись. Филигрань: герб города Ярославля, []. Переплет: картон. На листе 116
об.: Ростовского уезду села Погорюкова Священника Симеона Алексеева..."
Запись 1804 года. Инв. Ф-283-739
Село Погорелово Ростовского уезда,
священник Симеон Алексеев
13. Сборник богослужебных
песнопений. XVIII в. Нотация квадратная. Бумага разная. На голубых листах
филигрань: ЯМСЯ. Скоропись, без переплета. С листа 1 полистная запись:
"Сия книжка принадлежит Ростовскому Спасо-Яковлевскому Дмитриеву
монастырю". Инв. Ф-283-788
Ростовский Спасо-Яковлевский
Димитриев монастырь
14. Сборник XVII в.: Праздники
краткой редакции; Октоих и Стихиры Евангельские. Нотация квадратная. Полуустав,
близкий к скорописи. Без переплета. Филигрань: герб г. Амстердама; голова шута.
На листе 1 владельческая запись: Священника Ростовской градской [] церкви
Николая Чуфоровского. Инв. Ф-283-865
Ростовский священник Николай Чуфаровский
15. Муз. рукопись нач. XIX в. Партия
дисканта 1 из сборника на квадратной ноте. Песнопения вечерни, литургии,
концерты. Владельческая запись: "1803 года Троицкой церкви села Дверинца
Ростовского уезда Ярославской епархии". Инв. Ф-283-930
Село Зверинец Ростовского уезда,
Троицкая церковь в этом селе
В Госкаталоге также значатся две
литературные рукописи в собрании музея имени Глинки, связанные с Ростовским
уездом (село Приимково):
1. Лит. рукопись 18 октября 1851 г.
Чин на освящение храма. Ростов, село Приимково. Инв. Ф-283-961
2. Лит. рукопись 1851
г. Чин освящения храма и "Что нужно к освящению новопостроенной
церкви" (опись). Ростов, селе Приимково. Инв. Ф-283-963
1896, январь, 9 "Воскресения
день просветимся". [Ирмологий 2-х, 3-х голосный]. На листах 55 и 25
имеются надписи о принадлежности книги свящ. Григорию Федорову и о проверке ее
псаломшиком с. Медячина Ярославского уезда Николаем Покровским 1896, января,
9). Рукопись линейная, переплет-доски обитые кожей. Инв. Ф-283-217
Госкаталог показывает также наличие в фондах музея имени Глинки большого количества музыкальных рукописей, происходящих из других уездов Ярославской губернии, из Ярославля.
В Путеводителе по фондам на сайте музея я не нашла указания на этот комплекс рукописей. Как не нашла и исследований на эту тему. Если исследования есть - буду рада указанию ссылок.
Дополнение спустя несколько месяцев:
В материалах конференции "История и культура Ростовской земли" (ИКРЗ. 1994. Ростов; Ярославль, 1995), на стр. 148-157 опубликована статья: Плотникова Н.Ю. Певческий сборник Ростовского Зачатьевского Яковлевского монастыря. В статье рассказывается о певческом сборнике (Синодальное собрание, № 977 (а-д)), происходящем, по подписи, из Яковлевского монастыря, автор датирует его временем между январем 1696 и 1700 годами. Н.Ю. Плотникова отмечает: "Концерты ростовского сборника представляют зрелый стиль партесного мгогоголосия". И высказывает предположение, на основе сравнения с другой рукописью того же собрания - происходящей из Новгородского Вяжицкого монастыря, что "Ростовские певчие (или ризничий Зачатьевского монастыря Автоном), очевидно, имевшие какие-либо связи с монастырем под Новгородом, могли заимствовать оттуда певческий репертуар и переписать партии концертов".
В Путеводителе по фондам на сайте музея я не нашла указания на этот комплекс рукописей. Как не нашла и исследований на эту тему. Если исследования есть - буду рада указанию ссылок.
Дополнение спустя несколько месяцев:
В материалах конференции "История и культура Ростовской земли" (ИКРЗ. 1994. Ростов; Ярославль, 1995), на стр. 148-157 опубликована статья: Плотникова Н.Ю. Певческий сборник Ростовского Зачатьевского Яковлевского монастыря. В статье рассказывается о певческом сборнике (Синодальное собрание, № 977 (а-д)), происходящем, по подписи, из Яковлевского монастыря, автор датирует его временем между январем 1696 и 1700 годами. Н.Ю. Плотникова отмечает: "Концерты ростовского сборника представляют зрелый стиль партесного мгогоголосия". И высказывает предположение, на основе сравнения с другой рукописью того же собрания - происходящей из Новгородского Вяжицкого монастыря, что "Ростовские певчие (или ризничий Зачатьевского монастыря Автоном), очевидно, имевшие какие-либо связи с монастырем под Новгородом, могли заимствовать оттуда певческий репертуар и переписать партии концертов".
Между тем А.Г. Мельник в статье: Мельник А.Г. Ростовский архиерейский дом при митрополите Иоасафе (1691-1701) // Кремли России. Материалы и исследования. М., 2003. Вып. 15. С. 359-372 показывал, что инициатива внедрения новаций в церковное пение в пределах Ростовской епархии принадлежит ростовскому митрополиту Иоасафу (1691-1701): "становится ясно, что при митрополите Иоасафе ростовские певчие впервые освоили партесное пение" - ради этого в Ростов был приглашен "певчих учитель старец Харлампий" из Москвы или другого центра России. Харлампий в течение 1692 года обучал архиерейских певчих, писал для них "переводы четверогласные", продал в Архиерейский дом "Обиход киевской в трех книгах троегласной с канцертами партесными".
Таким образом, начало истории названных здесь рукописей из собрания музея имени Глинки, как и описанного Н.Ю. Плотниковой сборника есть основания связывать с традицией, утвержденной в Ростовской епархии митрополитом Иоасафом.
Уважаемая Любовь Юрьевна! С интересом прочитала Вашу заметку, случайно ее обнаружив. Откликаюсь на Вашу просьбу: "Если исследования есть - буду рада указанию ссылок". Сообщаю, что после той давней статьи 1994 года я много лет занимаюсь изучением русского церковного пения XVII-XVIII веков на материале певческих рукописей. Несколько статей и разделы в диссертации (2013) и в монографии "Русское партесное многоголосие конца XVII- середины XVIII века: источниковедение история, теория" (Москва, ГИИ, 2015) посвящены Ярославлю как крупнейшему певческому центру России. Собственно открытие Ярославля как крупнейшего певческого центра принадлежит мне. Вот некоторые ссылки на РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=18227731 - статья 2011 года; https://elibrary.ru/item.asp?id=22324166 ; https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=409955 В приложении к монографии один из разделов называется "Певческие рукописи Ярославских храмов" (стр. 267-275). А другое приложение: " Указатель населенных пунктов, церквей и монастырей России конца XVII - XVIII века (по материалам певческих рукописей) - стр. 251- 258, содержит более тридцати ссылок на Ярославско-Ростовскую землю. Что касается Вашего предположения о времени новаций в церковном пении, связываемом с митрополитом Иоасафом, то, думаю, что 1692 год - это слишком поздняя дата для начала партесного пения в Ростове. В Москве оно входило в обиход уже при патриархе Никоне, а особенно широко - при царе Феодоре Алексеевиче. Вряд ли Ростов отставал в этом от столицы. Возможно, еще будут найдены документы, проливающие свет на развитие партесного многоголосия при митрополите Ионе Сысоевиче, так близком к Никону,так заботившемся о строительстве храмов и их украшении. С уважением, Наталья Юрьевна Плотникова, доктор искусствоведения, проф. Московской консерватории, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.
ОтветитьУдалить