С 1 мая 2013 года открыт для посещения медальерный кабинет (Красная палата, 2-й этаж).
В
медальерном кабинете представлены
около 900 произведений этого вида искусства
из собрания ГМЗ «Ростовский Кремль».
Это копии работ известных мастеров
XVIII
– XIX
вв.: Г.Ф. Мюллера, И. Гедлингера, И. Вехтера,
С. Юдина, Т. Иванова, К. Леберехта, В.
Алексеева, А. Грилихеса и других.
Слово
«медаль» произошло от латинского
«metallum».
Так в Древнем Риме называли металлический
знак скульптурной формы в честь
знаменательного события или выдающейся
личности. Как памятник изобразительного
искусства медаль возникла в Италии в
эпоху Возрождения на рубеже XIV
– XV
вв. В течение XVII
в. она распространилась во всей Европе,
в том числе и России.
На
Руси с X
в. вырезали штемпели золотых монет, не
участвовавших в обращении, а использовавшихся
в качестве воинских наград. Их симбиоз
с европейской медалью в нач. XVIII
в. породил собственно русское медальерное
искусство. Оно толковалось так: «Сие
искусство есть отрасль ваятельного
художества. Первое отличительное его
свойство – медаль есть кружок из стали,
золота, серебра, который чеканят подобно
монете. На медалях, как на монете, можно
употреблять обронную работу. Второе –
размер медали не может быть больше
ширины ладони обычной человеческой
руки».
Медаль
являлась сугубо официальным памятником.
На лицевой стороне (аверсе) изображался
государь. На обороте (реверсе) –
аллегорические сцены. Изобразительный
язык русских медалей XVIII
в. определил стиль борокко. На рубеже
XVIII
- XIX
вв. его сменил классицизм. Тема
гражданственности и патриотизма
проникает в русское медальерное искусство
с 1770-х гг. и становится ведущей с 1812 г.
Школа Ф. Толстого заложила эстетическую
основу реализма, с 1830-х гг. начавшую
разрушать образную систему классицизма.
Медаль
сохранялась как официальный памятник,
но в портрете медальеры стремились
показать живого человека, передавая не
только его внешний облик, но и внутренний
мир. А. Лялин, В. Алексеев и др. создали
галерею портретов выдающихся деятелей
эпохи. Их образы полны героики,
гражданственности, патриотизма и подняли
медаль до уровня художественного
памятника.
Коллекция
медалей в музее начала складываться с
1883 г. на пожертвования князя В.А.
Шаховского, епископа Амфилохия
Углического, почетного гражданина С.А.
Черногорова и др. Около 2000 медалей
поступили в 1987 г. в дар от московского
коллекционера Н.К. Величко. В витринах
представлены копии русских медалей,
отразивших историю России в событиях
и лицах. В частности, копии двух комплексов
медалей, выпущенных в 60-70-е гг. XVIII
в. по указу Екатерины II.
Одна серия посвящена событиям древней
истории России с 860 по 1141 год. Вторая
серия – портретная галерея русских
правителей от Рюрика, иллюстрировавшая
«Краткий Российский литописец»,
написанный М.Л. Ломоносовым и А.И.
Богдановым. Здесь же обширный свод
медалей XIX
– XX
вв. на экономические, политические,
культурные и хозяйственные события
правления императоров дома Романовых
от Екатерины I
до Николая II.
В последней витрине представлены медали
СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий