В собрании № Г-990. Москва, вторая четверть XIX в. Бумага, гравюра (резцовая), пунктир. Л.55,3x67,0 см; И.36,3x53,6 см.
Поступила в ростовский музей в 1912 г . от А.П. Иванова.
Описание: Лубочная картинка, изображающая вьезд Александра I в Париж. На переднем плане, слева - направо движется русское войско. Впереди император в окружении свиты. Слева - толпа восторженно его встречающая. На втором плане - кирпичная стена. Слева - высокая арка ворот. На третьем плане справа - крыши домов, дом инвалидов, собор Парижской Б.М. колокольни и, даже мечети (полумесяц на шпиле..).
Внизу под изображением:"Торжественное Вществiе
Всевгустейщаго Государя Императора Александра Первого въ Парижъ". Ниже, в
четырех столбцах по 5 строк стихи:
«Плещите дланми все народы,
Глас радости Царя хвали,
Шуми восторг как в Бурю воды,
Велик Царь Северной земли.
Гремите песнопевцев …ики,
Он сильны усмирил языки,
Вселенной возвратил покой,
Гремите, он могущь, всесилен,
Дарами мудрости обилен
И кроток как сам бог душой.
Царь вшел во град градов и звуки
Торжественно как гром гремят,
К Нему все простирают руки,
Враги его Боготворят,
Хвалите все Царя, хвалите,
Как Божество Превозносите,
Он Царь достойный алтарей,
Престол его всех выше тронов,
И просят от него законов,
Народы все и сонм Царей».
Представленная
гравюра относится к так называемым классическим образцам московской лубочной
металлографии. В лубочных картинках этот сюжет получил различные интерпретации
практически сразу после торжественного въезда императора Александра I в Париж
31 марта 1814 г .
Особенно популярным сюжет становится в лубке в 1810-1830-е гг. Представленный
лубок относится к одному из наиболее распространенных иконографических
вариантов Торжественного въезда Александра I в Париж. Есть варианты цветные (в
собрании музея тоже), где изображение раскрашено в пять традиционных красок,
цветов - коричневый, красный, зелёный, синий, чёрный. Раскраска также может отличаться.
Есть
варианты, отличающиеся подписью под изображением, где не "вшествие" в
Париж, а "въезд".
Шрифт стихов может быть рукописный или печатный. И ряд других.
Особенности гравировки и оформления позволяют точно определить его как продукцию московских мастерских, возможно, металлографии Логиновых.
Шрифт стихов может быть рукописный или печатный. И ряд других.
Особенности гравировки и оформления позволяют точно определить его как продукцию московских мастерских, возможно, металлографии Логиновых.
Об этом и многом другом на выставке
"1812 год и эпоха Наполеоновских войн в собрании ростовского музея".
Красная палата, 2-й этаж. Выставка работает до 12 февраля 2013 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий