Евангелие.
Литва, Вильно, 30. 05. 1575 г .
Типография в доме Мамоничей, печатник Петр Тимофеев Мстиславец, на средства
Ивана и Зиновия Зарецких.
Инв. Ц-5112
Материал:
бумага вержированная, дерево, бархат, металл, кожзаменитель.
Техника: печать
типографская в две краски, переплёт.
Формат: 20.
Размеры: 34.5 х 23 х 8 см .
Сохранность:
Нижние правые углы листов затерты, подклеены бумагой разного времени, нижнее
поле обрезано до колонцифры. Бумага потемнела, в пятнах воска и от затеков
сырости. На экземпляре прослеживаются два периода реставрации: 1) первый лист
книги монтирован вержированной бумагой, возможно XVII в., той же бумагой подклеены поля
ряда листов, тексты на полях вырезаны и наклеены на бумагу реставрации; 2) последние
два сохранившиеся листа книги (391 и 392) вырезаны и монтированы русской бумагой
с белой датой 1819 г .
Переплёт: 1912 г . – доски в бархате
лилового цвета (см. раздел «Записи»). На верхней и нижней крышках следы
утраченных металлических наугольников, средника и стоек (в нижних обрезах крышек).
Средник и наугольники изъяты в госфонд 4-5. 01. 1930 г . Застежки утрачены,
обрез позолочен. Обклейка крышек и припереплетные листы (I, II) поздней бумаги 1819 г . и ХХ в. Следы
реставрации прослеживаются на переплете, припереплетные листы подклеены полосками
кожезаменителя.
Записи: На л.
II (бумага 1819 г .):
«Стоющая (!) сто двадцать рублеи асигнациями № 120. 1823 год». Ниже полустертая
запись синим карандашом: «Священнику полоцкой единоверческой церкви. Таня». На
подклейке 1-го л. и по л. 2-9, 2-6 скорописью: «Взята при опечатанiи
Динабургской раскольнич[еской] моленнои бывшои у Стугнове (? Стумове ?) 1855
года 3-го iюня колеж[ский] советник». На л. 9 об. профессиональным полууставом:
«Съ 1912 году Евангелiе сiе иждивенiемъ С. Петербургскаго купеческаго сына
Петра Ивановича Урусова преплетено в новый бархатный переплетъ и окрашено
серебряными вызолоченными изображенiями: в средине Господа Вседержителя с
предстоящими, а по угламъ четырехъ еvангелистовъ; на нижней крышке также сделаны
серебряныя вызолощенныя yкрашенiя. В средине крестъ, а по yгламъ yгольники,
таковыя же застежки и на нижнихъ краяхъ досок 4 полозка. Переплетъ и украшения
ценою около ста рублей. О здравiи: Петра, Анны, младенцевъ: Венiамина, Бориса,
Евгенiя, Надежды». По л. 2-29 (2-го сч.) поздним полууставом: «Сiе святое
Еvангелiе принадлежитъ Якубинской Свято Покровской Единоверческой церкви
Полотской епархiи Двинскаго yъзда». На обороте верхней крышки переплета пометы
красными чернилами «47188», шариковой ручкой «РЯМЗ, КП-29269, Ц-5112» (та же
помета простым карандашом на лл. 1 об., л. 2 (2-го сч.)). На л. II об. поздним
полууставом простым карандашом «От Матфея зача 16 Отче Нашъ; зача 48 дховъ
[свя]тейши[х]; от Луки зача[л] 55 Отче Нашъ». На л. 1 помета черными чернилами
«№ 1». По всей книге пометы фиолетовыми чернилами и исправление опечаток
черными чернилами. На л. 9 об. и на обороте гравюры (1) круглые печати с
изображением церкви и текстом «Якубинск[ой] св. Покровск[ой] единоверч[еской]
церкв[и]».
Гравюры:
изображение евангелистов 4 с 4-х досок, крест на Голгофе.
Орнамент:
инициалов 4 с 4 досок, заставок 11 с 11 досок, рамок маргинальных 16 с 8 досок.
Поступила из
церкви Спаса Нерукотворного на Песках Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря
г. Ростова в 1924 г .
Литература:
Кириллические издания Ростово-Ярославской земли 1493-1652 гг. Каталог под
редакцией И.В. Поздеевой. Ростов-Ярославль, 2004. № 10. С. 37.
Примечание.
История бытования этого экземпляра неплохо прослеживается по записям:
изданный в Вильно, через какое-то время он оказался в полоцко-двинских землях,
в середине XIX в., после опечатывания раскольнической
моленной, по-видимому, книгу предоставили в библиотеку Полоцкого архиерейского
дома. Но как она оказалась в Ростове? В 1914 г . с началом I Мировой войны в Ростов был эвакуирован Полоцкий архиерейский
дом и Спасо-Евфросиниевский монастырь. Резиденция для архиерея была определена
в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре, монахинь разместили в Богоявленском Авраамиевом
монастыре. Эвакуированные духовные лица находились здесь до 20-х гг. ХХ в. С
этим обстоятельством, возможно, связано поступление рассмотренного Евангелия в
Ростовский музей из Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Эта книга является
самым древним экземпляром из коллекции печатных книг Ростовского музея – она была
напечатана всего лишь на 11 лет позже знаменитого «Апостола» Ивана Фёдорова.
Возраст этой книги подчёркивает и тот факт, что она на целый век старше
архитектурного ансамбля Ростовского кремля, где в настоящее время хранится.
Автор текста: Киселёв Александр
Комментариев нет:
Отправить комментарий