Ростовский кремль (10.01.2013, время 8:50) |
Еще полвека назад о ледовой скульптуре никто и не слышал. Теперь же каждую
зиму по всему миру в крупных городах и небольших поселках можно увидеть людей,
которые сосредоточенно обтесывают ледяные глыбы для того, чтобы сложить из них
дворец или создать галерею сказочных персонажей.
Родиной ледовой скульптуры можно назвать Китай, и
не без оснований: еще лет триста назад в окрестностях Харбина рыбаки, отправляясь
зимой на промысел, брали с собой в холодные ветреные ночи - ледяные фонари.
Изготовлялись они очень просто: корзину с водой выставляли на мороз, затем
вынимали из нее лед, выдалбливали в нем отверстие и вставляли внутрь свечу.
Возвратившись с лова, рыбаки оставляли фонари на берегу, и во время
традиционных зимних праздников ими играли дети. Постепенно детские игры
переросли в шоу ледовых фонарей, а начиная с 1963 года — в популярный фестиваль
ледовой скульптуры. Теперь ежегодно в январе - феврале жители Харбина любуются в
городских парках сложенными из ледяных кирпичей огромными зданиями, садами,
водопадами, готическими соборами, резными цветами и драконами.
Ростовский кремль (10.01.2013, время 9:00) |
Однако справедливости ради стоит напомнить, что первый признанный мировой
шедевр ледовой архитектуры был создан в России. В 1740 году для развлечения
смертельно больной императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге построили
Ледовый дом, где вся мебель, занавески, посуда и даже карты, лежащие на столах,
были вырезаны изо льда. Ледяные дрова в ледяном камине горели, намазанные
нефтью, ледовый слон у входа выбрасывал вверх струи воды, а пушки изо льда
стреляли, соответственно, ледяными ядрами. Как известно, в этом доме справили и
«потешную свадьбу» придворного шута князя Голицына и вдовы Бужениновой. Но главное - сам дом произвел на современников столь глубокое впечатление, что они не
пожалели слов, описывая его для потомков.
Ростовский кремль (10.01.2013, время 8:50) |
Однако широкое распространение ледовое искусство получило уже в наше время,
когда появились электроинструменты, способные значительно ускорить процесс
создания недолговечных артобъектов.
Работа со льдом подобна работе с камнем или деревом с той лишь разницей, что
в данном случае она требует соблюдения температурного режима. Как только
столбик термометра опускается ниже минус 35°С, лед становится хрупким и ломким,
а это значит, что в любую минуту по заготовке может пройти трещина, и тогда -
начинай все сначала.
Ростовский кремль (10.01.2013, время 9:05) |
Ростовский кремль (10.01.2013, время 9:05) |
Цвет скульптуре придают с помощью подсветки или подкраски искусственного льда еще на стадии его замерзания. К последнему способу мастера относятся с прохладцей: крашеный лед теряет способность играть под солнечными лучами. Чтобы подчеркнуть детали, нередко прибегают к другому методу. На поверхности фигуры вырезают желобки и заполняют снегом, краской, цветным песком. Этим приемом часто пользуется Тажана Раукар, скульптор из Черногории, которая в составе американской команды шесть раз побеждала на чемпионате мира в Фэрбанксе. Так была создана пятнистость на шкурке жирафа в композиции «Парад животных», которая принесла ее команде первенство в категории «Реальное искусство» в 2005 году.
«Ледовая скульптура - это все равно что допинг», - утверждает американец
Стив Лестер, работающий помимо льда с камнем и деревом. А Виктора Чернышева это
увлечение, которым он заразился более 20 лет назад, привело к созданию
Ассоциации скульпторов России но снежным, ледовым и песчаным композициям и
организации фестивалей по всей стране.
В ледовой скульптуре часто изображают героев популярных мультфильмов и
классических произведений, птиц и зверей, библейских персонажей. В Харбине
можно увидеть фигуры политических вождей, российские мастера копируют сюжеты
картин Третьяковской галереи, в Антверпене популярны герои полотен Рубенса, а в
австрийском городе Граце к Рождеству как-то вырезали ледовый вертеп - Марию,
Иосифа, Иисуса в яслях и волхвов. Среди ледовой архитектуры нередки уменьшенные
копии знаменитых зданий, Биг-Бена, например, или собора Василия Блаженного.
Ростовский кремль (10.01.2013, время 9:10) |
Работа по льду, как правило, требует высокого мастерства. Парадокс
заключается в том, что выходящие из-под резца художника композиции зачастую
приобретают черты народного аттракциона. Строятся ледовые рестораны и ледовые
бани, изо льда делают украшения для свадебного стола, посуду для вечеринок. По
самостоятельным проектам в Швеции и Финляндии каждую зиму строят ледовые отели.
Главное удовольствие туристы получают здесь от новых впечатлений, проводя ночь
в альпийском спальнике на ледовой кровати при температуре внутри «люкса» минус
3°С. На фестивале в бельгийском городе Брюгге желающим предлагали помыться в
ледовом душе при температуре минус 12°С. Может, подобное творчество и не совсем
укладывается в понятие «искусство», но людям нравятся необычные ощущения.
По материалам журнала «Вокруг света».
фотограф: Елизавета Зеленцова
Комментариев нет:
Отправить комментарий