воскресенье, 4 июня 2017 г.

Письмо А.Я. Артынова в Ростов (об археологическом съезде)


В примечании № 19 к своей статье Н.Н. Воронин пишет: «В одной из своих рукописей (РЯМЗ, р 378 «Сборник Ярославской губернии Ростовской округи села Угодич крестьянина Александра Артынова») автор поместил в прим. 654 (лл. 492—493 об.) копию своего письма от 29 марта из Москвы в Ростов к своим детям и купцу Лубенскому. Это письмо ярко характеризует прежде всего самого Артынова с его самохвальством, ханжеством, малограмотностью и пр. Кроме того, там дана картина заседаний I Археологического съезда, бытовой обстановки и ужина у графа А. С. Уварова. Попутно Артынов очерчивает фигуры некоторых участников съезда. См. текст письма в Приложении № 2 настоящей статьи»




Любопытна следующая характеристика: «... графу Уварову, который с таким радушием и почти бегом подошел комне, и стакой лаской и вниманием посреди многочисленной толпы обошелся сомной как будто приехала к нему из за границы какая нибудь европейская знаменитость». Прием у графа, видимо, так впечатлил А.Я. Артынова, что дальше он решил не терять этой планки. После 1869 г. количество сочинений А.Я. Артынова неуклонно растет.


Н.Н. Воронин «СКАЗАНИЕ О РУСИ И О ВѢЧЕМЪ ОЛЗѢ» В РУКОПИСЯХ А.Я. АРТЫНОВА (К истории литературных подделок начала XIX в.) // Археогафический ежегодник за 1974 год. М., 1975. С. 175-198. В данном посте воспроизводится текст приложения № 2 со стр. 188-191:
№ 2. Письмо мое в Ростов в дом Бабурина, о съезде


Москва 29. марта 1869 года
Дорогия моему сердцу — Костя, Верочка и г-н Лубенский.


С чего начать письмо, оно будет длинно вроде омировой Илияды начну с приезда в Москву,— куда прибыл 27 числа в вечеру, т. е. в четверг, ночевал в номере, товарищи весь экипаж были друзья, по утру остановился я у Григорья Васильича Юрова, как дома,— часов в 10, утра пошел странствовать по Москве, первоначально отыскал дом Воейковой, на Малой Дмитриевке, отколе потесноте помещения съезд Археалогического общества переместился в дом князя Сергия Михайловича Голицына находящейся против храма Христа Спасителя, чрез улицу с западной стороны его. Здесь узнал я что съезд будет в 12 часов дня. До этого пошел за обедню в Успенский собор. Неделя крестопоклонная прикладываца к свя: кресту. Вероятно древнему сделанному ис дерева. От толе прихожу насъезд в паратное крыльцо где для входа дали мне билет — вхожу прямо в залу — оставив шубу и калоши у швейцара.— В то самое время, когда какойто почтенной старичек с продолговатою седою бородкою давольно бодрый читал о пользе этого съезда, и заметил в чтении как в духовных книго хранилищах, А именно патриаршей, Чудовской и других, от сырости гниют кучами, драгоценные рукописи безовсякаго призору — чтением, и силой слова, хотя в старце я так заинтересовался что обратился с вопросом к сидевшему подле меня соседу и спросил его; кто такой это читает? — Почитав его за секретаря или в роде того но представте мое удивление, что это читал Михайло Петровичь Погодин. Рядом сним полевую его руку сидел председатель граф Алексей Сергеевич Уваров. Чтение Г-н Погодина часто прерываемо было оглушительными рукоплесканиями в котором и ваш покорнейший слуга тоже постарался не отставать от других чтение продолжалость около часу и чтец закоторого я боялся чтобы не утомился, кончил как юноша бодро и громко что было причиной продолжительного рукоплескания. После этого председатель объявил что на пол часа заседание прекращается, тогда только Ваш покорный слуга увидел себя что он посреди черных фраков около двух сот человек один в долгополом сюртуге и господин Лествицын в своем неизменном простом сером пальто и черном галстуке но без лайковых перчаток. Подобно как и я. — Весь съезд разсыпался позалам музеума осматривая достопримечательности собранный князем Сергием Михайловичем Голицыным, — здесь я между-гостями стал отыскивать Афанасия Федоровича Бычкова,— которому из Ростова от г-на Власьевскаго было обомне рекомендательное письмо, который принял меня весьма ласково и радушно и к сожалению моему сказал что ныне последней съезд заседания.— Но для меня и этого было довольно, я видел и слышал Погодина. — разговаривая сним о сочинении моем о селе Угодичах, он об этом сожалел, что я приехал поздно, все уже кончилось, и поспешил о приезде моем чрез секретаря доложить председателю графу Уварову, который с таким радушием и почти бегом подошел комне, и стакой лаской и вниманием посреди многочисленной толпы обошелся сомной как будто приехала к нему из за границы какая нибудь европейская знаменитость оставя меня просил по обождать. А сам пошел по залам отыскивать кого то, и проходил мимо меня весьма спешно несколько раз на вопрос его кого он отыскивает? Он отвечал; Михайла Петровича Погодина! — В это время заседание опять уже открылось, и при-всем старании графа познакомить меня тут с Погодиным не состоялось. Вероятно до заседания он ушел куда нибудь отдохнуть. — В следствие чего граф с книгой просил меня пожаловать к нему надомчасу в 10 вечера где унего будит, знакомыя друзья, которых он послучаю закрытия заседаний пригласил к себе навечер,— после этого с разных концев Россий ученые читали свои сочинения достойные внимания слушателей, между которыми Г-н Мартынов с сожалением говорил речь как руские хранят исторические памятники, и ис числа многих не могли сохранить крестьянской домик в деревне Филях, где у Кутузова был военной совет о сдаче Наполеону Москвы. Что стоило бы неболее 200 р. с. «но который волею божиею ат неизвестной причины заколоченный благополучно сгорел». Заседание кончилось в 4 часа после полудня из самого собрания озакрытии съезда положили уведомить телеграмой министра народного просвещения графа Толстаго и благодарить его за участие в оном, говорили приветственные речи графу Уварову и памяти князя Сергия Михайловича Голицына за помещение съезда в его доме в след засим собрание разъехалось. — в 10 часов вечера Ваш покорный слуга отправился на квартиру графа Уварова находящуюся близ пожарнаго депо в доме Ершовой; — в прихожей швейцар и лакей смотрят что за особа жалует к ним. — Прошу одного доложить графу о крестьянине Артынове. А сам снял шубу и положил надиван, докладчик заметно пошел докладывать не совсем охотно затворив за собой двери не успел я скинуть своей старой лисьей шубы хорошенько. Как тот же лакей поспешно растворил обе половины дверей и сказал громко и уже другим тоном; пожалуйте к графу. Покуль я торопясь снимал последнюю и не послушную резинковую калошу наклонясь и вставши хочу идти в залу смотрю а граф стоит предомной и дожидается меня покуль я исправлюсь и представить меня своим гостям. И в ведя в гостиную просил пообождать меня тут а сам ушел в собрание гостей где в это время пили чай и шел громкий говор, смотрю граф ведет комне на встречу и кого бы вы думали? Михайла Петровича Погодина. Которому обрекомендовал меня как историка и познакомил с ним, и пошли все вместе в залу пить чай,— Г-н Погодин который просто сказать овладел мной втот вечер. Сел пить чай против меня. И показывал что брать к чаю с подноса у официанта что скоромное что нет. — Потому я заметил он ест посное.— Часто когда я захочу что нибудь взять, и он тотчас предупредит, что это скоромное и посмеется. Ему и гостям князя я едва успевал отвечать о селе Угодичах и Ростове потом представил графу свое сочинение о селе Угодичах, которое столько заинтересовало его и гостей его, что почти весь вечер занимались читаньем и расматриванием его, и почти только и был разговор отом сочинении, спрашивали некоторый где я обучался и воспитывался, и отколь получил такия сведения? Так прошло время около двух часов, потом позвали нас на ужин это было уже давно за полночь стол был роскошной — но хозяйка дома графиня занимала собой всех гостей и успевала везде междупрочим не ускользнуло у нее ито что Ваш покорнейший слуга не кушает скоромного, — не заметив что она это видит берет состола две тарелки, одну с селедками, или сельдями. А другую с икрой и поставив передомной просила кушать. — По простоте народа и такой услуге я неполагал ее быть тем чем она есть. Спрашиваю оней у сидевшаго подле меня какого-то говоруна старичка с седою бородою, которой мне сказал что это графиня хозяйка дома.— Какая досада меня взяла тогда что я не узнал хозяйки которая и была между нами одна из дам. Ужин был холостой.— Меня более сбил столку простой ее костюм. Голова вычесана гладко, без убора, платье застегнуто под горлом самое скромное — настоящая хозяйка! После этого я остальное время не выпускал ее из виду и как Погодину удивлялся как везде она успевает. Занимать и наблюдать гостей. — Подконец стола и Ваш покорный слуга в употреблении пищи не отставал уже от других послову; «предлагаемое да ядим!» не стал уже представлять из себя допотопнаго феномена но ел наряду с другими дичь и другая скоромныя кушанья между которыми в зелени держался занош-ку рябчика и вославу божию кушал.— по теплой температуре в покоях мороженаго было изобильно для прохлады. Под конец всего на прощанье вы можете представить с каким я усердием выпил бокал шампанскаго за здоровье радушных хозяев— которые своими бокалами пожелали по рус-кому обычаю по чекаться смоим.— На прощанье граф просил к себе после обедни в воскресень т:е: 30 числа потому что 29 число он будет навыборе Московскаго градскаго главы.— Как отказаться? — По этому я воскресенье пробуду здесь. О гостях графа занимавшихся сомной вечер и ужин спросишь укого нибудь, и о ком нибудь и не пременно услышишь ответ; князь такойто, граф такойто или какой нибудь профессор университета или знаменитой ученый.— и справедливо как выразился в речи своей Михайло Петрович Погодин. Слышанной мной в заседаний что; «здесь съехались совсех концов Россий» — и Ваш покорнейший слуга между такими людьми был в роде тоже какойто знаменитости, потому что редкой из них не слыхал моей фамилии прежде.— и вероятно потому как мне в заседании сказывал граф Михаил Владимирович Толстой что «видно из предшествававших заседаний говорил междупрочим Михайло Петрович Погодин о селе Угодичах и о крестьянине Артынове». И думать надобно вследствие этого на спрос когда кому скажешь свою фамилию, то почти каждой скажет; «А! Знаю» — Вот Вам подробное прибывание мое в Москве.— Ныне тоесть 29 числа пойду отыскивать по поручению г. Лубенскаго.— Бани Мамонтовские.— уже не существуют. Об этом я узнал вчерасьт содной стороны дома поиск был безуспепіной — ныне с другава конца начну поиски. И если что задержит меня в воскресенье то об этом уведомлю. Вчерась, т: е: в пятницу 28 числа вночи прошла Москва река налед. Смотрел я с двух мостов, у храма Христа Спасителя Вышедши по обедавши в трактире против моста и с москворецкаго отыскивая по поручению г. Лубенскаго.— Засим желаю Вам всего хорошего, ныне как мне сказывал граф он весь день дома небудет а будет навыборах градскаго головы— остаюсь здоров Ваш покорнейший слуга А. А.
РЯМЗ, р-378, лл. 492—493 об.

Ссылки на другие части статьи Н.Н. Воронина:
Н.Н. Воронин рассматривает биографию А.Я. Артынова и дает общую характеристику его работ
Н.Н. Воронин анализирует текст из рукописей А.Я. Артынова, который публикует в приложении № 1
приложение № 2 к статье Н.Н. Воронина
приложение № 3 к статье Н.Н. Воронина




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...