Гостей музейного клуба "Яблочный пирог" Борисоглебского
филиала Ростовского музея 16 марта сего года, ожидала встреча с уникальным
произведением - портретом
на эмали Александра Ивановича Звонилкина, из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». 1927 г . 14,5х11,7 см. О нем рассказала Вера Филипповна Пак - кандидат
искусствоведения, зав. сектором финифти.
Произведение поступило
в музей от сына Александра Ивановича - Александра Александровича Звонилкина в 1998 г . в дар и вскоре
портрет вошел в состав раздела ХХ в. постоянно действующей экспозиции Музея
финифти Ростовского кремля.
Портрет выполнен
талантливым художником Виктором Константиновичем Туляковым. Он родился в 1907
г. в деревне Кузнечихи Борисоглебской волости Ростовского уезда. Учился с 1922 -
1927 гг. в Учебно-показательной школе финифти в Ростове, которой заведовал в те
годы Александр Иванович Звонилкин.
Данная миниатюра на
эмали (финифти) исполнена в технике гризайли – т.е. одноцветной живописи - коричневой
краской по белой эмали, как говорили в те времена – «в тоне сепии». Сепия – это
итальянский мягкий карандаш в виде широкого грифеля.
На лицевой стороне
эмалевого портрета внизу есть подпись автора. Портрет исполнен в 1927 г. Тогда
талантливому юноше было всего лишь двадцать лет. Поражает, как точно он смог
передать портретное сходство. В В этом легко убедиться если сравнить портретную
миниатюру с фотографией на удостоверении личности преподавателя гимназии Александра
Ивановича Звонилкина или с его автопортретом, выполненным в технике пастели в
год его ареста, в 1937 г. (хранятся в семейном архиве).
Александр Иванович, как
вспоминают его коллеги-учителя Ростовской гимназии, был веселым, всегда
довольным, любил рассказывать ученикам забавные истории, он любил работу и своих
подопечных. А ученики отвечали ему взаимностью! И это чувствуется в портрете.
Александр Иванович
Звонилкин (1883-1938) оставил глубокий след в истории художественной жизни и
образования Ростова Великого почти четырех первых десятилетий ХХ в. Но поскольку
он был жертвой репрессий конца 1930-х гг., большинство авторов умалчивали о нем
или писали вскользь. Несмотря на реабилитацию 1958 г . его имя еще долго продолжало
незаслуженно оставаться в тени, и только по существу в конце 1990-х гг.
началось изучение творческого наследия художника.
А.И. Звонилкин - выпускник
Императорского Строгановского Центрального Художественно-промышленного училища
в Москве. В Ростов приехал в 1905 г. Директор гимназии Моравский в 1907 г . пригласил его в качестве учителя рисования и преподавателя студии
скульптуры. В 1919-1929 гг. Александр Иванович заведовал Учебно-показательной финифтяной
школой. В 1920-е гг. еще и руководил Ростовской художественной студией
изобразительных искусств.
Александр Иванович - смелая
творческая натура, он брался за большие сложные и ответственные заказы, испытывая
при этом особый кураж, работая с увлечением и даже азартом. Его не пугали
большие размеры полотен, в 1910
г . им был написан двухметровый портрет Императора
Николая II,
в 1914 г. по заказу Городской Думы – скульптурный проект памятника Алексею
Леонтьевичу Кекину, а в 1933
г . - трехметровый портрет Ленина.
Время изглаживает из
людской памяти многие факты, но кое-что удается восстанавливать буквально по
крупицам, например, авторство его архитектурных проектов. На основе архивных
данных и стилистического анализа удалось доказать, что по его эскизам были
построены до революции оригинальные здания в Ростове: Артистический павильон в
Городском саду (к сожалению, не сохранился) и дом по ул. Окружной, № 51. Во
второй половине 1990-х гг. там было «Кафе на Окружной», в настоящее время
сохранилась лишь вывеска. Кафе уже нет и дом, к сожалению, всё ветшает и
ветшает из года в год. Жалко, если и его постигнет участь многих старинных
двухэтажных деревянных особняков в Ростове, которые гибнут буквально на глазах.
Одаренный живописец,
скульптор, архитектор и педагог Александр Иванович Звонилкин более тридцати лет
учил ростовских ребятишек рисованию и черчению. Его яркая творческая личность
оставила глубокий след в истории искусства Ростова Великого почти четырех
десятилетий ХХ в. Он был талантливым сыном своего времени. В какой бы области
художественного творчества ни работал, - везде проявлял свои незаурядные
способности и талант. В произведениях художника воплощены ведущие стили
времени: в живописи и скульптуре реализм, в архитектуре – модерн, а в эскизах для
финифти - русский стиль. Это наглядно проявляется в целом ряде работ, что были выполнены учениками школы финифти по эскизам Александра Ивановича, которые
хранятся и экспонируются в Государственном музее-заповеднике «Ростовский
кремль».
Вера
Пак
Комментариев нет:
Отправить комментарий