Гостей музейного клуба "Яблочный пирог" борисоглебского филиала ГМЗ "Ростовский кремль" на первом в 2017 г. собрании, состоявшемся 20 января, ожидала встреча с уникальным произведением прикладного искусства. Заведующая отделом декоративно-прикладного и народного искусства музея «Ростовский кремль» Елена Владимировна Брюханова рассказала о головном уборе – архиерейском клобуке XVII в.
Одним из интереснейших, редких и ещё не до конца изученных экспонатов в
фондах Ростовского музея является древний церковный головной убор - клобук. Он
имеет вид светлого цвета шлема с округлой верхней частью, глубоко закрывающей
лоб и с тремя концами – воскрыльями. Два из них – узкие, спускаются на грудь
спереди, а широкая задняя часть с боков и со спины закрывает шею. Последняя
имеет посередине квадратный выступ, занимающий примерно треть её ширины. Лобная
и затылочная части внутри имеют подкладку из шёлковой материи, которая,
возможно, является остатком от некогда более полной подкладки. По контуру
головной убор обшит плетёной шёлковой тесьмой в цвет основного материала.
Размеры его следующие: Высота с воскрыльями спереди – 55,2 см ., сзади – 35,5 см.
Поступил он, согласно документам, в 1921 г ., из Авраамиевого
монастыря г. Ростова. Действительно, в этом монастыре находился подобный
предмет. В книге «Ростов в его церковно-археологических памятниках» А.А.
Титова, выпущенной в 1911 г .,
он перечислен в числе достопримечательностей монастыря. Однако в монастырских же
описях он числился вплоть до 1928
г . Действительно ли в музее клобук (куколь) из
указанного монастыря? Напоминаем, что в музей он поступил в 1921 г. В этот
год в акте же изъятия вещей из Успенского собора и передачи в музей в числе
прочих под номерами 34, 35, 36 значатся клобуки, вязаные, по преданию, святых
Леонтия, Исайи и Игнатия. Несмотря на указанный акт, в коллекции музея их нет.
Таким образом, можно предположить, что вышеописанный клобук не св. Авраамия, а
один из трёх упомянутых.
Известно, что святители Леонтий, Исайя, Игнатий были епископами города
Ростова соответственно в XI,
XI и XIII вв. Епископ Леонтий –
священномученик, принял смерть от восставших язычников. День памяти его 23
мая/5 июня. Его преемник Исайя также прославился борьбой с язычеством в
ростовских краях. День памяти святого 15/28 мая. Мощи обоих были обретены
единовременно в 1164 г. Епископ Игнатий прославился как миротворец во
времена междоусобиц ростовских князей. День его памяти 28 мая/10 июня. Общее
празднование всем трём установлено в 1474 году архиепископом Ростовским
Вассианом (Рыло), а также с 1964
г. все они поминаются в числе Собора Ростово-Ярославских
святых 23 мая (5 июня новому стилю). Мощи их всех покоились в Успенском соборе
города Ростова.
Известно, что в 1474 г. архиепископом Ростовским Вассианом (Рыло) было
установлено общее празднование всем трём святым 23 мая/5 июня. Вероятно, тогда
же все мощи были переоблачены, поскольку практика переодевания мощей была
общепринятой. В смутное время в 1608 г. Успенский собор г. Ростова был захвачен
поляками. Золотая рака и серебряный гроб, в котором хранились мощи святителя
Леонтия, подверглись разграблению. После этих трагических событий мощи святого
Леонтия уже хранились под спудом. Возможно, именно тогда мощи всех
перечисленных святых были вновь переоблачены, и их клобуки уже сохранялись как
реликвии? Во всяком случае, в описи Архиерейского дома 1691 г . о них уже упоминают
как о реликвиях. Однако, сколько раз производили переодевание за вышеуказанный
период, и сколько времени прошло с момента последнего переоблачения, не
известно.
Рассматриваемый головной убор можно также сравнить с клобуком из
коллекции Музеев Московского Кремля, принадлежавшему патриарху Филарету Романову
(1619-1633). Между собой они очень близки. У того точно такая же конструкция, такой
же материал и техника исполнения. Сзади клобук имеет такой же квадратный
выступ, который делает понятным аналогичный и в ростовском клобуке». В этом
месте на нём закреплена иконка. Рясны спереди и херувим являются нашивными.
Известно, что патриарх Филарет незадолго до избрания в этот сан был
митрополитом ростовским. Существует предание, что «Филаретовский» клобук сделан
был ещё при его предшественнике - патриархе-мученике Гермогене (1606-1612) и надевался патриархом Филаретом в честь этого святителя.
Существовала древняя традиция в плетении клобуков. Так, согласно жития
основателя русского монашества святого Феодосия Печерского (XI в.) – тот также плел клобуки из
шерсти. Согласно жития этим рукодельем даже в святительском сане занимался и
епископ Тверской Варсонофий - Казанский Чудотворец (XVI в.). В житии преподобного Иринарха -
затворника Борисоглебского монастыря, жившего на рубеже XVI-XVII в., также указывается, что в затворе тот вязал свитки (власяные
одежды) и власяные клобуки.
Мастерство, с которым выплетен ростовский клобук, указывает на большую
практику. Очевидно, что плетение клобуков было сопряжено с очень важной в
монашестве практикой молитвенного дела. Костомаров, ссылаясь на житие святого
Феодосия, пишет, что тот во время рукоделия пел псалмы.
Такое плетение было известно ещё в 1914 г. Тогда к дню прославления
памяти святителя Гермогена руками последней императрицы был выполнен головной
убор для его мощей. Образцом для него послужил хранившийся на тот момент в
патриаршей ризнице клобук митрополита Филарета.
Елена Брюханова - заведующая отделом
декоративно-прикладного и народного искусства
Комментариев нет:
Отправить комментарий