А. Глушков. Портрет А.А. Титова. 1872 г. |
В собрании А.А. Титова отдела рукописей РНБ, в деле "Материалы для описания Ростовского уезда" (XIX в.) встретился рассказ. Ни в библиографическом, ни в воспомогательных указателях опубликованных работ Андрея Александровича, исследования Я.Е. Смирнова, 2001 г., я его не нашел. Предполагаю, что рассказ все же опубликован как фрагмент более крупного труда А.А. Титова. Датировок нет. В рукописи рассказ состоит из трех частей или сцен. Пунктуация А.А. Титова. Причем, вторая сцена вытекает из первой, а вот третья должна им по логике предшествовать:
"Народные сцены в Ростове. Рассказ кухарки
1. В 9-ю пятницу, во время крестного хода при Сретении иконы
Владимирской Божией Матери на пути из Борисоглебских слобод, ильинские бабы-богомолки,
идя с процессией по Покровской улице, от городской заставы к собору, у каждого
хорошего дома, где окна в нижнем этаже не занавешаны, останавливаются, прижимаются
лицом и туловищем к оконным проемам, облепят все окна, как пчелы улей и
созерцают, что внутри дома. Наглядевшись, они отходят от первого дома к
следующему, подобному и продолжают в том же виде удовлетворять своему
любопытству.
За первым отрядом следует другая колонна и… тоже; затем
следуюший кортеж и так далее и далее. При том, крестный ход и богомолье –
забыты.
2. Несут икону обыкновенно на носилках, покоящихся на плечах
«ношатаев» или «богоносов». Когда несут икону богоматери на носилках, навстречу
ей вытягивается длинный ряд баб с котомами. По мере приближения иконы бабы
становятся на колени и преклоняются ниц, так, чтоб икону наднесли поверх их. Но
так как баб очень много и каждой хочется поскорее попасть под икону, то вместо
одного ряда выстраиваются в вышеозначенном виде две и даже три колонны, в коих
каждая поклонница крепко держится за ту, которая впереди. В этом случае
полицейские солдаты в предупреждение тесноты, давки и других беспорядков, то
словами, то делом стараются отстранить боковые линии, но их не слушают. Раз,
один солдат, выйдя из себя от ревности к долгу службы уцепился руками за «Котому
Ильинской девицы-красавицы» писанной, чтобы вырвать ее из линии, но та и не
пошевелилась. Лежит себе да лежит, ухватясь за переднюю товарку. Солдат с
досады напружился, отчего одна покромка у девкиной котомы отскочила одной
стороной назад, солдат потерял равновесчие и хлопнулся спиной на мостовую, а
девица все также и осталась недвижимой на своем месте. Сослуживцы солдата
напустились на него с насмешкой: «Эх. Товарищ. Ты хуже бабы. Та удержалась на
месте, а ты покатился вниз головой!». А из толпы набросились на девицу: «Упрямая
деревня, - ей говорят, - отойди же!» - Ее оттаскивают, а она лежит да лежит,
словно прикована!
3. Богомолки садятся в Угодичах в большую лодку – переезжать
в Ростов через озеро. Перевозчики то и дело кричат: «Скорее, скорее, сейчас
отваливать». Бабы торопятся. Друг дружку толкают чтобы скорее попасть в лодку,
в лодке жмутся, иные от тесноты и торопливости с переходной доски падают в
воду. Уселись, а лодка не трогается. Перевозчики, расхаживаются по берегу и
продолжают закликать пассажиров. Народу прибывает, а лодка все стоит да стоит. Наконец
перевозчик собирает пятачки с усевшихся в лодку пассажиров за перевоз. «Ну
слава богу, - заговорили бабы, - сейчас тронемся». Ан не тут-то было. Перевозчики,
обравши деньги, разошлись кто в кабак, кто в трактир, а бабы в лодке сидят да
посиживают – сидят час, другой и третий. Вот тебе и богомолье!..."
_____________
ОР РНБ. Ф. 775. Д. 4540. Л . 144 об. – 146 об.
Комментариев нет:
Отправить комментарий