суббота, 28 сентября 2013 г.

Андрей Александрович Титов: Народные сцены в Ростове. Рассказ кухарки

А. Глушков. Портрет А.А. Титова. 1872 г.
В собрании А.А. Титова отдела рукописей РНБ, в деле "Материалы для описания Ростовского уезда" (XIX в.) встретился рассказ. Ни в библиографическом, ни в воспомогательных указателях опубликованных работ Андрея Александровича, исследования Я.Е. Смирнова, 2001 г., я его не нашел. Предполагаю, что рассказ все же опубликован как фрагмент более крупного труда А.А. Титова. Датировок нет. В рукописи рассказ состоит из трех частей или сцен. Пунктуация А.А. Титова. Причем, вторая сцена вытекает из первой, а вот третья должна им по логике предшествовать:

"Народные сцены в Ростове. Рассказ кухарки
1. В 9-ю пятницу, во время крестного хода при Сретении иконы Владимирской Божией Матери на пути из Борисоглебских слобод, ильинские бабы-богомолки, идя с процессией по Покровской улице, от городской заставы к собору, у каждого хорошего дома, где окна в нижнем этаже не занавешаны, останавливаются, прижимаются лицом и туловищем к оконным проемам, облепят все окна, как пчелы улей и созерцают, что внутри дома. Наглядевшись, они отходят от первого дома к следующему, подобному и продолжают в том же виде удовлетворять своему любопытству.
За первым отрядом следует другая колонна и… тоже; затем следуюший кортеж и так далее и далее. При том, крестный ход и богомолье – забыты.
2. Несут икону обыкновенно на носилках, покоящихся на плечах «ношатаев» или «богоносов». Когда несут икону богоматери на носилках, навстречу ей вытягивается длинный ряд баб с котомами. По мере приближения иконы бабы становятся на колени и преклоняются ниц, так, чтоб икону наднесли поверх их. Но так как баб очень много и каждой хочется поскорее попасть под икону, то вместо одного ряда выстраиваются в вышеозначенном виде две и даже три колонны, в коих каждая поклонница крепко держится за ту, которая впереди. В этом случае полицейские солдаты в предупреждение тесноты, давки и других беспорядков, то словами, то делом стараются отстранить боковые линии, но их не слушают. Раз, один солдат, выйдя из себя от ревности к долгу службы уцепился руками за «Котому Ильинской девицы-красавицы» писанной, чтобы вырвать ее из линии, но та и не пошевелилась. Лежит себе да лежит, ухватясь за переднюю товарку. Солдат с досады напружился, отчего одна покромка у девкиной котомы отскочила одной стороной назад, солдат потерял равновесчие и хлопнулся спиной на мостовую, а девица все также и осталась недвижимой на своем месте. Сослуживцы солдата напустились на него с насмешкой: «Эх. Товарищ. Ты хуже бабы. Та удержалась на месте, а ты покатился вниз головой!». А из толпы набросились на девицу: «Упрямая деревня, - ей говорят, - отойди же!» - Ее оттаскивают, а она лежит да лежит, словно прикована!
3. Богомолки садятся в Угодичах в большую лодку – переезжать в Ростов через озеро. Перевозчики то и дело кричат: «Скорее, скорее, сейчас отваливать». Бабы торопятся. Друг дружку толкают чтобы скорее попасть в лодку, в лодке жмутся, иные от тесноты и торопливости с переходной доски падают в воду. Уселись, а лодка не трогается. Перевозчики, расхаживаются по берегу и продолжают закликать пассажиров. Народу прибывает, а лодка все стоит да стоит. Наконец перевозчик собирает пятачки с усевшихся в лодку пассажиров за перевоз. «Ну слава богу, - заговорили бабы, - сейчас тронемся». Ан не тут-то было. Перевозчики, обравши деньги, разошлись кто в кабак, кто в трактир, а бабы в лодке сидят да посиживают – сидят час, другой и третий. Вот тебе и богомолье!..."
_____________
ОР РНБ. Ф. 775. Д. 4540. Л. 144 об. – 146 об.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...