Родильно-крестильные
обряды – одна из важнейших частей народной семейной обрядности. Она основывалась
на древних мифологических представлениях о сущности новорожденного и сочеталась
с практическим опытом и медицинскими знаниями, передаваемыми из поколения в
поколение. Рождение ребенка – основное предназначение женщины и главная цель
заключения брака, поэтому любая свадьба в народной культуре была насыщена пожеланиями
многодетности и многочисленными ритуальными действиями, направленными на
появление потомства (например, обсыпание зерном и хмелем). В русской
традиционной культуре рождение человека воспринималось как великое таинство и
воплощение Божьего замысла. Беременная часто ассоциировалась с Богородицей,
вынашивающей Младенца Иисуса.
Сам момент появления человека
на свет считался особенно опасным, поэтому необходимо было прибегать к
различным средствам защиты, в том числе и христианским. Многие повитухи,
особенно при трудных родах, обращались за помощью в первую очередь, к
Богородице, родившей Сына, к христианским святым. В тяжелых родах молились
чудотворной иконе Феодоровской Божьей Матери.
Кроме
христианских, были и другие магические, народные, средства: развязывание всех
узлов на одежде роженицы и домочадцев; раскрывание всех дверей: печных заслонок,
шкафов, сундуков. В критических ситуациях обращались к священнику с просьбой
раскрыть «царские врата» в церкви. На облегчение родов были направлены и
обеспечивающие счастливую жизнь младенца ритуальные действия с предметами
домашнего обихода, имеющими устойчивое сакральное значение. Пуповину старались
отрезать девочке на прялке, а мальчику — на топоре, чтобы ребенок приобрел
способность соответственно к женским или мужским работам. Заботясь о том, чтобы
ребенок был любим отцом, младенца от роженицы принимали на родительскую рубаху.
В том случае, если в семье дети раньше умирали, повитуха принимала
новорожденного в отцовские порты. Если же младенец рождался слабым, то в
зависимости от его пола новорожденного протаскивали либо через отцовские штаны,
либо через матери.
Только что появившегося на
свет малыша окачивали из кувшина, обмывали в тазу водой, в которую могли
погружать хлеб, несколько капель водки, яйцо или серебряные монеты. Серебро
должно было обеспечить чистоту кожи и одновременно способствовать будущему
достатку новорожденного. При этом произносили слова: «С гуся вода — с младенца
худоба!». После купания ребенка заворачивали в рубаху отца, причем эта рубаха
не должна была быть новой и чистой: иначе смоется отцовская любовь. Реже для
первого пеленания использовались вещи матери.
Если младенец
много капризничал, был больными, над ним совершали обряд «перепекания». Для
этого грудного ребенка клали на хлебную
лопату и трижды всовывали в теплую печь.
Это означало, что ребенка отправили на «дозревание» в тот мир, из которого он
появился. На третий день после родов совершался обряда «размывания рук». Мать и
повивальная бабка троекратно поливали друг другу на руки воду из сосуда-рукомоя
и взаимно просили прощения. Исполнение этого обряда давало частичное очищение
роженице и позволяло повитухе идти принимать следующего ребенка. Крестьяне
считали, что обычай этот существует с евангельских времен: сама Божья Мать
также «размывала руки» со своей повитухой – бабушкой Соломонидой.
В первые дни после родов к молодой матери спешили женщины с подарками, приношениями.
Этот обычай, известный под названием «проведок», «ходить на кашу», «нести зубок»,
существовал у русских почти повсеместно. Обязательным угощением считалась
крутая пшеничная каша, сваренная в горшке. Повивальная бабка набирала одну
ложку, густо солила и давала съесть отцу, чтобы тот любил ребенка и
почувствовал муки, которые испытывала мать, и повитуха приговаривала: «Как
раба Божья Марья мучилась, так и ты помучайся».
Колыбель считалась местом, освященным воспоминаниями о младенце Христе, поэтому
в нее младенца обычно укладывали лишь после крещения, подложив под него в
память о христовой колыбели солому. Если малыш был еще некрещеный, то на люльку
вешали крест, который затем надевали на него при крещении. Крестины — православный
обряд введения в христианскую общину, поэтому ребенка старались быстрее
окрестить, обычно – на девятый или сороковой день. В исключительных случаях
если младенец рождался слабым, обряд проводил на дому специально вызванный для
этого священник, приносивший все необходимое в специальном крестильном ящике,
или же бабка-повитуха. Крещение таких новорожденных было необходимым: верили,
что души некрещеных младенцев не могут успокоиться на том свете.
Самыми востребованными подарками к крещению были нательные крестики,
полотенца, иконки с ангелом-хранителем, пояски. По народным представлениям,
необходимым атрибутом крещеного человека был обладающий особой функцией
магической защиты обязательный элемент народного костюма - пояс, сакральность
которого усиливали нанесенные на него тексты. Обычно, одновременно с крещением
проводилось перепоясывание ребенка, которое заключалось в том, что крестная
мать с пожеланием «быстро расти и быть здоровым», подпоясывала его, после чего
обычно следовало небольшое угощение.
Ребенка обычно называли, опираясь на святцы (минеи) именем святого, день
памяти которого был ближайшим «наперед». Этот святой и будет небесным
покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти
называется именинами, или днем Ангела. К этому дню на Руси обычно выпекали
караваи или пряники: в Ростове они изготавливались с помощью специальных форм –
пряничных досок.
Автор - Ирина Зубец
Комментариев нет:
Отправить комментарий