понедельник, 29 июля 2013 г.

Выставка "Родильно-крестильные обряды" в Музейной гостиной

 Родильно-крестильные обряды – одна из важнейших частей народной семейной обрядности. Она основывалась на древних мифологических представлениях о сущности новорожденного и сочеталась с практическим опытом и медицинскими знаниями, передаваемыми из поколения в поколение. Рождение ребенка – основное предназначение женщины и главная цель заключения брака, поэтому любая свадьба в народной культуре была насыщена пожеланиями многодетности и многочисленными ритуальными действиями, направленными на появление потомства (например, обсыпание зерном и хмелем). В русской традиционной культуре рождение человека воспринималось как великое таинство и воплощение Божьего замысла. Беременная часто ассоциировалась с Богородицей, вынашивающей Младенца Иисуса.


Сам момент появления человека на свет считался особенно опасным, поэтому необходимо было прибегать к различным средствам защиты, в том числе и христианским. Многие повитухи, особенно при трудных родах, обращались за помощью в первую очередь, к Богородице, родившей Сына, к христианским святым. В тяжелых родах молились чудотворной иконе Феодоровской Божьей Матери.
Кроме христианских, были и другие магические, народные, средства: развязывание всех узлов на одежде роженицы и домочадцев; раскрывание всех дверей: печных заслонок, шкафов, сундуков. В критических ситуациях обращались к священнику с просьбой раскрыть «царские врата» в церкви. На облегчение родов были направлены и обеспечивающие счастливую жизнь младенца ритуальные действия с предметами домашнего обихода, имеющими устойчивое сакральное значение. Пуповину старались отрезать девочке на прялке, а мальчику — на топоре, чтобы ребенок приобрел способность соответственно к женским или мужским работам. Заботясь о том, чтобы ребенок был любим отцом, младенца от роженицы принимали на родительскую рубаху. В том случае, если в семье дети раньше умирали, повитуха принимала новорожденного в отцовские порты. Если же младенец рождался слабым, то в зависимости от его пола новорожденного протаскивали либо через отцовские штаны, либо через матери.
Только что появившегося на свет малыша окачивали из кувшина, обмывали в тазу водой, в которую могли погружать хлеб, несколько капель водки, яйцо или серебряные монеты. Серебро должно было обеспечить чистоту кожи и одновременно способствовать будущему достатку новорожденного. При этом произносили слова: «С гуся вода — с младенца худоба!». После купания ребенка заворачивали в рубаху отца, причем эта рубаха не должна была быть новой и чистой: иначе смоется отцовская любовь. Реже для первого пеленания использовались вещи матери.
Если младенец много капризничал, был больными, над ним совершали обряд «перепекания». Для этого грудного ребенка клали на хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Это означало, что ребенка отправили на «дозревание» в тот мир, из которого он появился. На третий день после родов совершался обряда «размывания рук». Мать и повивальная бабка троекратно поливали друг другу на руки воду из сосуда-рукомоя и взаимно просили прощения. Исполнение этого обряда давало частичное очищение роженице и позволяло повитухе идти принимать следующего ребенка. Крестьяне считали, что обычай этот существует с евангельских времен: сама Божья Мать также «размывала руки» со своей повитухой – бабушкой Соломонидой.
В первые дни после родов к молодой матери спешили женщины с подарками, приношениями. Этот обычай, известный под названием «проведок», «ходить на кашу», «нести зубок», существовал у русских почти повсеместно. Обязательным угощением считалась крутая пшеничная каша, сваренная в горшке. Повивальная бабка набирала одну ложку, густо солила и давала съесть отцу, чтобы тот любил ребенка и почувствовал муки, которые испытывала мать, и повитуха приговаривала: «Как раба Божья Марья мучилась, так и ты помучайся».
Колыбель считалась местом, освященным воспоминаниями о младенце Христе, поэтому в нее младенца обычно укладывали лишь после крещения, подложив под него в память о христовой колыбели солому. Если малыш был еще некрещеный, то на люльку вешали крест, который затем надевали на него при крещении. Крестины — православный обряд введения в христианскую общину, поэтому ребенка старались быстрее окрестить, обычно – на девятый или сороковой день. В исключительных случаях если младенец рождался слабым, обряд проводил на дому специально вызванный для этого священник, приносивший все необходимое в специальном крестильном ящике, или же бабка-повитуха. Крещение таких новорожденных было необходимым: верили, что души некрещеных младенцев не могут успокоиться на том свете.
Самыми востребованными подарками к крещению были нательные крестики, полотенца, иконки с ангелом-хранителем, пояски. По народным представлениям, необходимым атрибутом крещеного человека был обладающий особой функцией магической защиты обязательный элемент народного костюма - пояс, сакральность которого усиливали нанесенные на него тексты. Обычно, одновременно с крещением проводилось перепоясывание ребенка, которое заключалось в том, что крестная мать с пожеланием «быстро расти и быть здоровым», подпоясывала его, после чего обычно следовало небольшое угощение.
Ребенка обычно называли, опираясь на святцы (минеи) именем святого, день памяти которого был ближайшим «наперед». Этот святой и будет небесным покровителем новокрещенного, а определенный по календарю день его памяти называется именинами, или днем Ангела. К этому дню на Руси обычно выпекали караваи или пряники: в Ростове они изготавливались с помощью специальных форм – пряничных досок.
Автор - Ирина Зубец

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...