пятница, 16 ноября 2018 г.

О жизни и смерти художника Д.П. Цупа



Сегодня за «Яблочным пирогом» в «Доме крестьянина Ёлкина» собрались старые и новые друзья музея и завели …   разговор. Говорили о художнике и гравёре Дмитрии Павловиче Цупе, ведь 14 ноября состоялся 110-летний юбилей со дня его рождения, да и повод для разговора был замечательный. Добрый друг музея Ирина Валентиновна Севостьянова (Рычкова) дала возможность увидеть нашим гостям работы художника Цупа, хранящиеся в их семейной коллекции. Восемнадцать гравюр и картин украсили стены музейной гостиной. Все они были подарены автором главе семьи Валентину Петровичу Рычкову, с которым Дмитрий Павлович познакомился и подружился на Вощажниковской земле.
Их дружба длилась около двадцати лет. Летом, приезжая в свой домик в с. Уславцево, Цуп приходил к Рычковым в гости, когда с супругой Л.М. Захаровой, но чаще – один. Об этом рассказала Лариса Степановна Рычкова, ведь именно она так тепло принимала в доме дорогого гостя. А ещё рассказала, что Дмитрий Цуп казался ей наставником с Тибета, так немногословен и точен в своих наблюдениях и высказываниях он был. На зиму художник с женой уезжали в Ленинград, и тогда, Рычков и Цуп обменивались письмами, где обсуждали вопросы бытия и философии, впрочем, никогда не переходя на личности или политику. Это воспоминание Ларисы Степановны, сполна подтверждается письмами, так же принесенными И.В. Севостьяновой и представленными в витрине гостиной.
В разговоре поделилась своими воспоминаниями и Светлана Алексеевна Лапшина. Рассказала, каким степенным и интеллигентным казался ей, тогда семнадцатилетней девчонке, молодому сотруднику музея, Дмитрий Павлович Цуп - этот сильный и высокий человек. Какую притягательную силу для него – атеиста по убеждению имели пропорциональность форм и четкость линий церквей Борисоглебского монастыря, чистые колокольные звуки, слушать которые предпочитал стоя рядом со звонарем, кем и была в то время Светлана Алексеевна.
За душевным разговором дошёл черед и до молодого поколения. Дарья Кательникова, ученица Вощажниковской школы, поделилась, как услышав однажды при изучении истории с. Уславцево обрывочный разговор старших о судьбе художника Д.П. Цупа, заинтересовалась, а увидев картины, захотела узнать о нем всё, что возможно. Прочтение всех доступных материалов привело к знакомству с теми, кто знал автора лично. Так появилась исследовательская работа «Я верю в жизнь. (с.Уславцево в творчестве художника Д.П. Цупа)».
И конечно, что за разговор о жизни, если в нём нет места любви, тем более, что письма Дмитрия Павловича и Людмилы Михайловны друг к другу буквально пропитаны ею. Читая их многие наши гости просто не могли сдержать слёз, так много в них боли и страха за другого, так много надежд на будущую встречу и счастья лишь от осознания, что другой жив. И конечно, вспомнили и не раз процитировали дневники художника, бережно обработанные и изданные Эмилией Коваленко в книге «И всё-таки я счастлив…».
Разговор получился. Вышел он немного пафосным, слегка сумбурным, но, очень душевным и полезным, как водится у русского дружеского чаепития. Кто-то сегодня открыл для себя имя художника Д.П. Цупа. Кто-то решил, что он ничего не понимает в живописи, но ему по душе Д.П. Цуп – человек, с трудной, но счастливой судьбой. При этом все решили, что слова Дмитрия Павловича «Мы ещё поживём!» в полной мере относятся к творческому наследию автора, ведь ещё Аристотель сказал: «Мы – это то, что мы делаем».

Юлия Байкина
сотрудник музея «Дом крестьянина Елкина»,
культурный центр пос. Борисоглебский


























Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...