вторник, 20 февраля 2018 г.

Скульптура «Репка» из собрания музея-заповедника «Ростовский кремль»


Гостей музейного клуба «Яблочный пирог» в музее, «Дом крестьянина Елкина», культурный центр пос. Борисоглебский, 16 февраля 2018 г. ожидала встреча с произведением из собрания музея-заповедника, хранящегося в фонде «Фарфор». Заведующая реставрационной мастерской, хранитель отдела Фондов Валентина Борисовна Ермолова рассказала о скульптуре «Игра в репку».


В коллекции фарфора ГМЗ РК находится скульптура «Репка», изготовленная на заводе Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии в 1887-1890-е гг.(?) из раскрашенного бисквита.
С 1766 г. в с. Вербилки Московской губернии начинается строительство частного фарфорового завода Ф.Я. Гарднера, обрусевшего английского купца. Это было одно из самых крупных предприятий по производству фарфора и фаянса. Наследники Ф.Я. Гарднера владели фарфоровым заводом в Вербилках до 1891 г., а затем продали его М.С. Кузнецов, владельцу «Товарищества по производству фарфоро-фаянсовых изделий».
Одним из направлений фарфоровой промышленности было изготовление скульптуры из фарфора и бисквита. Фигуры из бисквита или неглазурованного фарфора впервые стали выпускать на Севрской королевской фарфоровой мануфактуре во Франции с середины XVIII в. Бисквитные объемные композиции напоминали мраморные скульптуры. Рецептура бисквита в России была разработана во второй половине XVIII в. А.Черновым для Императорского фарфорового завода, а затем её стали использовать и многие частные предприятия.
Скульптура является неотъемлемой частью искусства фарфора и развивается по общим стилистическим законам этого вида искусства. Народная тема в фарфоровой скульптуре была воплощена еще в XVIII в. на Императорском фарфоровом заводе в С.- Петербурге и продолжала развиваться на частных предприятиях. В основном это была так называемая «фарфоровая иллюстрация», передававшая в объеме графические и живописные образцы с небольшими изменениями. На заводе Гарднера также выпускалась скульптура, а во второй половине XIX в. была выпущена целая серия бисквитных расписных фигур (из неглазурованного фарфора), изображающих сцены жизни простого народа, в том числе и забавы детей.
К этому крестьянскому жанру относится и скульптура «Репка», в которую играли в Вятской губернии. На квадратном постаменте изображена группа из пяти играющих крестьянских мальчиков, трое из которых сидят на траве, первый держится за невысокий пень, двое других держат предыдущего на уровне талии, а пятый тянет назад четвертого игрока. Крестьянские дети изображены реалистично с детально проработанными чертами лица и элементами одежды. Дети босоногие, только один в сапожках, в коротких портах, либо однотонных, либо в полоску, и длинных рубахах, либо однотонных, либо с мелким рисунком, с узкими поясками на талии. Пояс - оберег в старообрядческих общинах надевают ребёнку после крещения одновременно с крестиком и они не снимаются в течение всей жизни. Рубаха должна быть с центральной передней застежкой (не до низа) и вышивкой по воротнику-стойке. Изображение передано в динамике и напряженности момента игры. От напряженной игры на щеках мальчиков появился румянец. Ощущается присутствие зрителя при этой игре.
Данная скульптура иллюстрирует нам детскую народную игру «Репка», которая подробно была описана Егором Арсеньевичем Покровским (1838-1895) в сборнике «Детские игры, преимущественно русские» в 1887 г. Этот сборник представляет собой первое комплексное исследование игр и является в большей степени практическим пособием для воспитателей. Автор не является этнографом и фольклористом, он известный русский педиатр. Долгое время этот сборник оставался единственным в своём роде и считался классическим по методологии детских игр. Описание этой игры приведено в разделе «Игры с беганием и другими простыми движениями». Переиздание сборника было осуществлено в 1895 г. и дополнено 105-ю рисунками, чтобы описание игр было наиболее понятным. Иллюстрация показывает играющих детей, размещенных в одну линию. В скульптурной же группе плоскостной рисунок преобразован в объёмную композицию на квадратном постаменте со скошенными углами, имитирующем лужайку с зелёной травой.
Приведем описание игры из этого сборника: «Изображающий репку цепляется за неподвижный предмет, например за столб или дерево. Второй игрок обхватывает его сзади за талию, третий таким же образом обхватывает второго и т.д. Один или двое из остальных игроков старается «выдернуть репку», т.е. оттащить от дерева игрока, изображающего репку. Если это удаётся, то почти все играющие, вследствие потери равновесия, падают на землю, и только разве ловкие из них могут держаться на ногах. Но если при этом обрывается ряд средних игроков, вследствие чего происходит так называемый «лычей» (лычь), то со стороны устоявшихся товарищей следует смех и насмешки над упавшими, не попробовавшими репки».
Очень подробно он описал и особенности жизни вотяков Вятской губернии. Вотяки жили в лесах, одинокими хижинами или изредка маленькими селениями. Они занимались охотой, обработкой своих крохотных огородиков, им было не до увеселений или каких-либо игр. Но иногда они устраивают себе увеселения в некоторые праздники или по окончании полевых работ. Приезжают или приходят в гости целыми семьями: и старые, и малые, и хромые, и грудные дети, и едва ползающие, а затем переходят из дома в дом, угощаются неизысканной пищей и напиваются самодельными напитками. По окончании полевых работ осенью они устраивают своеобразную пирушку для всех членов семьи. Они отправляются в луга вблизи селений, пьют там домашние напитки, поют песни, играют в огарыши (род горелок) и только перед утром следующего дня возвращаются домой. Дети их почти не имеют возможности собираться отдельно от семьи для какой-либо специальной игры, некоторые за всю свою жизнь не видели ни одной игрушки, не участвовали ни в одной детской игре, игрушки же были самодельные дудки и свистульки. Только дети тех вотяков, которые живут в одной семье с русскими, отчасти заражаются их детскими играми; однако дети вотяков охотно играют с русскими или между собой в козны (бабки) и другие игры, не требующие большой ловкости, силы и подвижности. Что же касается игры в мяч и городки, то этой премудрости они никак не могут победить, а потому и не любят их. Интересен тот факт, что когда русские дети наиграются за день и уходят по домам спать, то Вотские дети и подростки только являются на потехи и забавляются играми до самого утра. Самое благоприятное время для детских игр это возраст от двух до двенадцати лет, а особенно 7-8 лет, когда организм получает в игре гимнастические упражнения, подготавливающие детей к более напряженному физическому труду в дальнейшей жизни, а в различные периоды развития ребенка каждому движению есть свое место и время.
Со всей страны собирал Е.А. Покровский « детский материал»: колыбели и детские ходунки, народные игрушки, куклы, одежда, рецепты детской еды. Пишет статьи на эту тему.
В 1879 г. для антропологической выставки в Москве Е.А. Покровский, как председатель Медицинской комиссии Императорского общества любителей естествознания, археологии и этнографии, подготовил для этой выставки раздел «Собрание по первоначальному физическому воспитанию» с показом более сотни экспонатов, присланных со всех уголков России. Это были и образцы детской одежды, и игрушки, и рецепты детской еды. После этой выставки Е.А. Покровского избрали почетным членом Императорского общества.
Егор Арсеньевич предполагал создать педагогический музей с большой коллекцией предметов, относящихся к детству, помещения для работы различных педагогических и родительских секций, площадка, где можно бы обучать детским играм но и библиотека. Отчасти он сумел воплотить эту концепцию в Отделе детской гигиены на Выставке Общества трудолюбия в Москве в 1888 г. В Париже на Всемирной выставке 1889 г. Отдел российского павильона, где рассказывалось о физическом воспитании детей, пользовался большим вниманием у посетителей и за организацию которого Е.А. Покровский был награждён орденом Почетного легиона. В 1890 г. под его редакцией начинает издаваться журнал «Вестник воспитания». В своём труде «Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно России Е.А. Покровский описал опыт воспитания с древнейших времён до момента написания книги, материал к которой он собирал по всему свету. Лев Николаевич Толстой, редактор этой книги, вносил свои правки и назвал этот труд Е.А. Покровского «превосходной книгой для народа».
Скульптура «Репка» знакомит нас не только с искусством создания фарфоровых объемных композиций, но и рассказывает о жизни детей Вятской губернии XIX в.
В.Б. Ермолова







Комментариев нет:

Отправить комментарий

Концерт "Играй, гармонь!" в музее, "Дом крестьянина Елкина", посвященный Дню Великой Победы

6 мая 2018 г. в музее, «Дом крестьянина Елкина», культурный центр пос. Борисоглебский состоялся концерт, «Играй, гармонь!», посвященны...