Пароход "Николай I" у пристани города Ростова на озере Неро. Конец XIX в. // Собрание ГМЗ "Ростовский кремль" |
До 1917 г. Ростову
озеро Неро не принадлежало. В 1709 г. указом Петра I все права на ловлю
рыбы, а также право лодочного перевоза в реках и озере были переданы селу
Угодичи. На перевоз грузов и людей имели исключительное право угодичские крестьяне. За плату они доставляли пассажиров с одного берега на другой на
больших гребных и парусных лодках - «соминах».
Пароходное
движение по озеру открылось 23 апреля 1883 г. На воду было спущено весьма
крупное колесное судно, доставленное в Ростов по частям и здесь собранное Владельцем
первого парохода был рыбинский купец Емельянов, который за право перевоза
платил крестьянам с. Угодичи определенную сумму. В некоторых публикациях этот
пароход назывался «Емельян».
Краевед
села Угодичи Николай Абрамович
Тивилин писал, что в конце XIX
в. житель Угодич Михаил Николаевич Фафурин,
торговец, заимел на озере Неро деревянный буксирный пароход под названием
«Николай I»
с тихоходной паровой машиной. С открытием навигации и до ледостава пароход
занимался перевозкой людей и товаров - подвод с грузом и порожняка. Для
перевоза лошадей было два парома, на которые устанавливались до 40 подвод на
каждый паром. Кроме паромов имелось до 10 барок грузоподъёмностью по 300 пудов
каждая, главным образом для перевозки грузов для торговцев села Угодичи и, особенно
для А.А. Макаричева. В период навигации на берегах у села Угодичи и Ростова
ставились на сваях пристани, которые на зиму разбирались и вытаскивались на
берег.
Переправа
по озеру работала с полной нагрузкой, особенно в осенние месяцы, когда из
ростовских сел перевозилось очень много сельскохозяйственной и промышленной продукции.
Пароход
курсировал в базарные дни, которыми в Ростове были: вторник, четверг и суббота.
В день пароход делал по 4 рейса. 1-й рейс – в 4 часа утра; 2-й рейс – в 7 часов
утра; 3-й – в 1 час дня и 4-й в 5 часов вечера. Из Ростова 1-й рейс был в 5
часов утра; 2-й – в 11 часов дня; 3-й – в 3 часа дня и 4-й – в 7 часов вечера.
Не в базарные дни утренний рейс в 4 часа утра не производился. Остальные же шли
по тому же расписанию. Обслуживающий пароход персонал был из села Угодичи и в
ночь пароход стоял у пристани села.
Пароход
«Николай I»
был тихоходным и расстояние в 5 километров по озеру, в тихую погоду, с двумя
гружеными паромами, преодолевал более чем за 1 час, а при встречном ветре – за
1,5 часа.
В
реку Гду, ныне – Сара, жители села Поречья-Рыбного пароход не пускали, чтобы не
беспокоить рыбу. Однажды, во время визита начальника губернии в Поречье в
начале 1890-х гг. пароход лишь подошел к устью Гды, а далее, поречане повезли
высокого гостя на большой лодке, покрытой коврами.
Кроме
буксирного колесного парохода, был еще маленький винтовой пароход с железным
корпусом, вместимостью 30-35 пассажиров. Принадлежал он купцу Сажину. Стоял он
без дела у пристани в Угодичах и использовали его, когда старый деревянный
буксирный пароход вставал на ремонт. А это было нередко.
В
1912 г. маленький пароход по весеннему половодью своим ходом был переправлен в
город Ярославль. В навигацию 1912 г. житель села Воржи, торговец Трунов, сделал
новый буксирный пароход с железным корпусом. Пароход строился на Ростовском
берегу, у пристани, в течение всей зимы 1911-1912 гг. Название он имел «Ростов
Великий», был более быстроходным и с грузом в два парома проходил по озеру от
Угодич до Ростова за 40 минут.
Старый
пароход, паромы и баржи бывшим пароходчиком Фафуриным были сломаны на дрова и
распроданы разным лицам.
В
послереволюционные годы пароход «Ростов Великий» назвали соответствующе: «Заря свободы». В 1934
г. в честь XVII съезда партии («съезд победителей») переименовали в «Ударник».
В
советский период был у парохода еще один маршрут. По реке Саре шел сплав леса.
Недалеко от устья его стягивали в большие «кошели», а затем «Ударник» тянул их
к Ростову. Горожане могли запасти дрова.
Судьба
парохода печальна. В послевоенные годы существовала такая организация –
управление малых рек Ярославской области (в частности, она занималась
плотинами, которых тогда было множество, паромными и другими переправами), -
отмечает в своей статье Виктор Храпченков. В 1958 г. это управление модернизировало
«Ударника», переведя его с дров на уголь. Но дельного руководителя сменил
бывший партийный работник. Проводилась очередная кампания по сбору металлолома.
И он отличился на всю область, сдав в утиль целый пароход.
С 2004 г. по озеру Неро стал ходить прогулочный
теплоход, тип «Заря» серийное судно проекта Р-83, двигатель ЯМЗ-238НД
мощностью 300 л.с. 1 июня 2012 г. сгорело при пожаре.
Литература и источники:
Виктор Храпченков. 120-летие Ростовского пароходства //
Газета «Северный край» 24 октября 2003.
ГМЗРК. КП-27049. Р-1277. Тивилин Николай Абрамович
(1903-1983). «Хроника села Угодичи Ростовского района Ярославской области за
время с 1910 года по 1970 год». Л. 5, 12-14, 107.
Фото открытка. Ростов, Ярос. губ. Пароход на озере Неро. Изд. Н.И. Финогеева. Конец XIX в. // Собрание ГМЗ "Ростовский кремль" |
Пароход на озере Неро. 1930-е гг. (?) |
Прогулочный теплоход, тип «Заря» на озере Неро, Фото: Александр Мельников, 2011. |
Это не 'Ударник".Тот был больше и голубого с белым цветом,в трюме было несколько пассажирских мест,была верхняя палуба с местами для пассажиров.После того как появились грунтовые дороги в заозерье использовать его перестали и он долго покосившись лежал на мели в Пиге.Затем исчез.Неужели ни у кого нет снимка парахода 50-60 годов прошлого века.
ОтветитьУдалитьЯ тоже помню Ударник голубого цвета.В первом классе мы всем классом плавали на нем в село Угодичи и обратно.На середине озера он развивал приличную скорость.Выглядел пароход по другому не то что на снимке.
ОтветитьУдалить