6-я экспедиция проекта «АгроЭкоТуризм
России» в Ярославской области прошла с 18 по 20 июня 2016 года, эксперты
прорубают «Окно в Россию». С 18 по 20 июня 2016 года в рамках проекта по
развитию национального туризма «АгроЭкоТуризм России» состоялась 6-ая экспедиция
- в Ярославскую область, которой в этом году исполняется 80 лет со дня
образования.
Цель проекта – формирование туристического
межотраслевого и межрегионального продукта нового поколения «агротуры по
России», а одна из главных составляющих комплексного турпродукта - интеграция
существующих на территории малых городов и сельской местности объектов туризма.
«Сельский туризм (или то, что называют в Европе «агротуризм») – это
направление, по которому мы можем быть абсолютно эксклюзивны», - подчеркнул Министр
культуры Владимир Мединский на заседании Госсовета РФ в Ялте 17 августа 2015
года.
Международный термин «агротуризм» стал
актуальным в связи с нарастающим потоком иностранных туристов в Россию. На
сегодняшний день существует положительная динамика роста въездного туризма в
Россию. Относительно низкий курс рубля, наличие прямых перелетов в Москву и
Санкт-Петербург из многих мировых столиц, наличие безвизовых соглашений с
определенным количеством государств - все это вызывает повышенный интерес к России
в данный момент времени. Использование международной терминологии в маркетинге
территорий и в продвижении туристических продуктов за рубежом безусловно
вызовет дополнительный спрос на посещение новых интересных маршрутов. «Наряду с
объектами религиозного и культурного плана, историческими музеями и
архитектурными памятниками необходимо показывать туристам жизнь и быт россиян
вдали от больших городов, предоставить возможность окунуться в атмосферу
национального колорита и обычаев народов России. Безусловно к категории
агротуризма можно отнести достаточно много понятий, включить посещение
фермерских хозяйств, российских деревень, исторических усадьб и даже малых
городов, гастрономический туризм. А за этим кроется огромный пласт интересной и
неизведанной России», - признается Леонид Мармер, генеральный директор
крупнейшего туроператора по въездному туризму Интурист Thomas Cook, партнер
проекта по развитию национального туризма «АгроЭкоТуризм России».
В преддверии 50-летнего юбилея всемирно
известного национального туристического бренда «Золотое кольцо России»
экспедиции проекта «АгроЭкоТуризм России» разрабатывают новые туристические
программы и маршруты, в которые успешно интегрируют интенсивно развивающиеся
региональные гастрономические бренды и туристические объекты, объединяя малые
города и прилегающие сельские территории, и целые регионы в единый
туристический продукт «агротуры по России».
На Ярославский край, как и на всю страну,
огромное влияние оказали петровские преобразования. За время своего правления
Петр I шесть раз побывал в Ярославле, неоднократно посещал Ростов, а Плещеево
озеро близ Переславля-Залесского было выбрано им в качестве места для
строительства «потешной флотилии». «До сих пор ни в одной экспедиции, не
возникала столь явно тема петровских преобразований. Тема очень актуальная
именно в настоящий момент, когда мы после 20-летнего опыта путешествий по всему
миру, миру стандартов качества, начали развивать туризм в родной стране -
обновлять существующие туристические бренды и развивать новые. Петр I прорубил
для нас «окно в Европу», сегодня мы прорубаем окно в Россию для всего мира», -
говорит руководитель проекта «АгроЭкоТуризм России» Екатерина Шаповалова.
С 18 по 20 июня группа экспертов
традиционно оценивала перспективы площадок, дегустировала фермерскую продукцию
и моделировала на месте будущий турпродукт «агротур». Экспедиция проследовала
по следам петровских преобразований в Ярославской области, который оставили
голландцы, шведы, англичане, немцы...
Экспедиция стартовала в Переславле-Залесском,
на родине великого князя Владимирского Александра Невского. Экспедиции проекта
соединяют регионы в единый культурно-туристический продукт, объединяют две
огромные российские отрасли – туризм и сельское хозяйство. Спасо-
Преображенский собор, ботик Петра и, конечно же, традиционный гастрономический
акцент экспедиций проекта был представлен туристическим центром «Сельдь Царский
Посол». «АгроЭкоТуризм России» - организаторы и разработчики турпродукта в
рамках проекта Администрации Владимирской области «Гастрономическая карта
Владимирской области», и посещение гастрономических объектов туризма на
маршрутах «Агротуров» прорабатывается с особой тщательностью. «Переславская
ряпушка», а по сути голландская селедка – гастрономический региональный бренд,
занесенный в Красную книгу. Уникальная пресноводная сельдь, которую на Руси
называли Царской селедкой, стала визитной карточкой комплекса «Сельдь Царский
Посол» - ресторан готов оперативно разработать туристические мастер-классы и
дегустационные рыбные сеты, которые не только демонстрируют гостям рецепты
посола рыбы, но и знакомят по пути с секретами переславских кулинарных традиций
и увлекательными историями с берегов Плещеева озера. Модель подобного
мастер-класса была представлена экспертам управляющей рестораном Аленой
Пошелюк. Культурно-исторический тур по городу для экспедиции организовал
Туристско-информационный центр Переславля-Залесского, эксперты с энтузиазмом
отметили высочайший профессиональный уровень и современный подход к работе с
туристом гида Светланы Крюковских.
Посетив ботик Петра, эксперты отправились
в комплекс «Попов луг» в Переславском районе, где оценили возможности для
отдыха в русском стиле и продегустировали блюда русской кухни. Управляющий
комплексом Артем Никонов организовал также визит на собственную ферму
комплекса, продукты с которой используются в приготовлении русских блюд
трактира. Удачное расположение, красота окружающей природы, искренний энтузиазм
сотрудников и широкий спектр предлагаемых опций для отдыха – хорошее сочетание для
успешного развития.
Профессия «огородник» родом из Ярославской
области и… Голландии. Для большинства россиян огородничество — хобби, но есть в
Ярославской области целое село, где огородник — профессия. Село Поречье-Рыбное
стоит на берегу озера Неро, в устье реки Сары (в древности Гда). Весенние
разливы Сары и Неро наносят плодородный озерный ил (сапропель) на огороды
селян. Поэтому и растет здесь всякий овощ и зелень как на дрожжах, а летом
иловый чернозем хорошо нагревается. Теплая, влажная и плодородная земля
идеальна для выращивания знаменитых поречских огурцов, исторического
регионального гастрономического бренда, старше луховицкого и суздальского
огурца. Еще в допетровской России славилось Поречье своими огурцами, еще луком
и горохом. По легенде, царь Петр I отправил лучших пореченцев обучаться
огородничеству в Голландии. Говорят, поэтому и гряды пореченцев такой идеальной
формы, и технология соблюдается неукоснительно, потому что благоприятные
условия выращивания и крестьянские традиции подкреплены европейской огородной
наукой.
Современные пореченцы в «голландиях» не
обучались, но масштабы и аккуратность гряд и теплиц поражают. Капусту, томаты,
лук местных сортов, в том числе красный Даниловский, пряную зелень, корнеплоды,
кабачки, клубнику и прочее. На такой земле все удается. Есть в Поречье-Рыбном
династии огородников: Скорляковы, Соповы, Старчиковы, Пальцевы, Пелевины,
Титовы, Лалины, Костылевы, Карташевы, Зорины и другие. Рабочую группу проекта
принимала Валентина Николаевна Парыгина, потомственная огородница,
хранительница музея «Поречский Огородник».
В канун большого праздника, Дня Святой
Троицы, для экспертов организовали тур по хозяйствам огородников некогда
знаменитого села, посиделки за щедрым столом в образцовом огороде, экскурсию в
музей и в потрясающий Храмовый ансамбль церквей Петра и Павла и Никиты
Мученика. Организаторы экспедиции не предполагали, что именно в этом селе
возникнет социальный аспект туризма. Социальный туризм – это пока
нереализованное в полной мере направление, но проект старается привлекать
внимание к местностям, которые по инфраструктуре не готовы принимать
стандартные группы туристов, но турпоток им необходим как инструмент
привлечения внимания к жизненно важным проблемам.
Три главные проблемы
культурно-исторического наследия нашей страны села Поречье-Рыбное – отсутствие
общественной бани для коренных жителей преклонного возраста,
поликлиника-долгострой и катастрофическое состояние самой большой колокольни
России – колокольни Никитской церкви и Храмового ансамбля в целом.
«Обаятельный, но непростой мир наших
деревень мне знаком с раннего детства. В далеком 1981 году, когда все были
одержимы приобретением легендарных «12 соток», мой папа купил дом в деревне в
Юхновском районе Калужской области. Все школьные каникулы, я проводила там.
Деревенский быт, колхозный труд, многолетняя интеграция нашей семьи в деревне,
когда спустя многие годы, приезжаешь и соседские бабули друг другу кричат «Катя
приехала…». Туризм может нести социальную нагрузку, я уверена, сначала мы
донесем крик о помощи Валентины Николаевны и жителей села Поречье- Рыбное,
потом тестовая группа агротуристов» - говорит руководитель проекта Екатерина
Шаповалова.
El Rancho - агротуристическая ферма на
реке Нерль в деревне Хороброво Переславского района Ярославской области.
История El Rancho - про возврат из города в деревню. Десять лет назад
московский адвокат Андрей Дуванов решил сменить столичный офис на ярославские
угодья и начать разводить живность. Модель большой семейной фермы с гостевым
домом и рестораном Андрей экспортировал из Испании, где в путешествии по
Андалусии однажды случайно наткнулся на семейную гасиенду El Rancho. Когда
Андрей рассказал хозяину испанской El Rancho о том, что намерен сделать нечто
подобное в России, испанец благословил его на использование названия и поставил
Андрею первую партию камерунских коз. Сегодня ярославское El Rancho - это 350
га земли у реки Нерль, на которых Андрей вместе с семьей разводит овец,
кроликов, кур и кабанов. Гордость хозяйства – стадо овец романовской породы, в
свое время выведенной по декрету Петра I, и лесные кабаны на свободном выпасе в
огромном вольере.
Вообще, вся живность в El Rancho
принципиально содержится на свободном выпасе. Овец кормят придающем баранине
сладость зерном. В гасиенде El Rancho не только разводят животных, делают
кисломолочные продукты, но и принимают гостей. Вечернее уличное барбекю на
веранде фермерского ресторана, дегустационный фермерский завтрак, тур по
контактной ферме и конюшне, иппотерапия, река, фермерские ланч-боксы с собой -
эксперты собирали конструктор из опций, которые предлагает российская гасиенда
как конструктор.
В начале XVIII века в Ярославле появились
казенные предприятия – Оружейный, Суконный и Шляпный дворы, а также полотняное
производство, в котором были заняты шведы, которых специально отобрали для
«передачи опыта» из числа пленных, захваченных во время Северной войны. С
деталями деревенского быта и ремеслами эксперты познакомились на уникальной
культурно-этнографической площадке России - в «Самой красивой деревне России»,
селе Вятском. Старинное купеческое село Вятское располагается в Некрасовском
районе – одном из самых экологически чистых и исторически значимых районов
Ярославской области, в 30 километрах от Ярославля, градостроительный комплекс
XVIII – XIX веков с более чем 50-ю зарегистрированными памятниками архитектуры,
бывшими в прошлом купеческими и крестьянскими домами, чайными и трактирными
заведениями. Основу историко-культурного наследия Вятского составляет, в первую
очередь, планировочная структура села, практически полностью относящаяся к
XVIII веку.
На сегодняшний день в селе
отреставрировано более 30-ти памятников культурно-исторического наследия,
которые наполнены новым функциональным назначением. Эксперты обсудили с
генеральным директором культурно- исторического комплекса Ларисой Коваленко
необходимость совместной работы по созданию программ и турпродукта, который бы
обеспечил турпоток в будние дни с низкой загрузкой. «Очень важно в формировании
нового комплексного турпродукта «Агротуры по России» учитывать буквально все
аспекты жизни человека на земле – история, культура, быт, гастрономия, сельское
хозяйство.
Уникальность момента в развитии нашей
страны состоит в том, что мы одновременно создаем турпродукт и развиваем
территории как для путешествий наших соотечественников, так и для иностранного
туриста», - говорит Екатерина Шаповалова. Для многих иностранных туристов,
посещающих Россию в первый раз, естественно, основными объектами притяжения
являются наиболее раскрученные туристические маршруты и бренды: Москва, Санкт
Петербург, Золотое Кольцо.
«Развитие новых региональных брендовых
маршрутов, включение уникальных и интересных объектов в туристические
программы, особенно знакомство с людьми, работающими на земле, сможет дать
иностранцам более полную картину о нашей стране», - говорит Леонид Мармер. Как
и в Суздале Владимирской области, туристическом городе №1, для которого
«АгроЭкоТуризм России» разрабатывает турпродукт, в Ярославской области также
есть яркая кинематографическая страница. Государственный музей-заповедник
«Ростовский Кремль» – съемочная площадка к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»
- российский кинофильм, который смотрят все без исключения поколения. А
трапезные палаты в Ярославле «Иоанн Васильевич» дадут программе дня экспедиции
законченный киногастрономический эффект. Ростовская финифть – национальный
бренд России, туры на производство и прикладное искусство – важнейший аспект
турпродукта нового поколения. «Ростовский Кремль» также предлагает моделировать
программы из многочисленных опций – ремесленные мастер-классы, чайная беседка и
аптекарский огород в Метрополичьем саду, дегустации.
Открытием для экспертов проекта стал новый
ресторан-музей в Красной палате Ростовского кремля – «Собрание». Генеральный
директор и автор концепции ресторана Григорий Аксенфельд профессионально
организовал прием экспертов и дегустационный обед для рабочей группы проекта.
Блюда русской кухни в современной интерпретации, максимальное использование
местных продуктов, фермерских в том числе, популяризация гастрономических
брендов Ростовского района и Ярославской области – сельдь слабой соли, озерная
рыба, главным образом щука, лук, огурцы и многое другое – эксперты оценили
открытость и готовность работать по всем актуальным современным тенденциям
развития ресторанного дела как аспекта туристической отрасли.
«Концепция нашего ресторана
предусматривает использование в приготовлении блюд русской кухни
преимущественно местных продуктов, поэтому очевидно, мы не испытываем никаких
проблем поиска замещения. В Красной палате Ростовского Кремля не мог появиться
ресторан иной кухни, кроме исконно русской и региональной, и для нас очень
важно в период развития сотрудничать с профессионалами туротрасли для
совместного формирования турпродукта и поиска новых форм работы с туристом на
площадке нашего ресторана» – признается директор ресторана-музея «Собрание»
Татьяна Маценко, человек с огромным опытом работы в отрасли, а также в
управлении и развитии турпродукта.
По прибытии в Ярославль, группа экспертов
проекта «АгроЭкоТуризм» встретилась с заместителем руководителя агентства по
туризму Ярославской области Андреем Жаровым, который рассказал экспертам о
туристических возможностях города и области, а также о развитии в регионе
агротуристического направления. «В вопросах развития агротуризма весомую роль
играет межведомственное взаимодействие, согласованные и скоординированные
действия всех участников процесса: сельскохозяйственного ведомства, агентства
по туризму и, конечно, игроков туристического рынка», - отметил Андрей Жаров.
Кинематографическая тема была продолжена и
в вечерней программе экспедиции уже в Ярославле, которая была организована при
поддержке Агентства по туризму Ярославской области и гостинично-ресторанного
комплекса «Иоанн Васильевич». Интерактивная площадка комплекса предложила
экспертам представить себя внутри знаменитого фильма. Пространство комплекса
«пронзая время» как лабиринт съемочных павильонов – рестораны, гостевые номера,
трапезные палаты, киноклуб – не удивительно, что комплекс стал резиденцией
«Главной Масленицы страны». Эксперты проекта подтвердили организатору программы
в Ярославле, управляющему Александру Седухину, что обаяние любимого советского
фильма очень умело ими эксплуатируется. Вечер завершился в ресторане «Иоанн
Васильевич», где эксперты продегустировали блюда и напитки русской кухни, а
также оценили возможности размещения комплекса «Алеша Попович Двор».
Расположение в историческом центре Ярославля, современный номерной фонд и
оригинальная концепция – удачное сочетание для развития турпродукта.
Финальной и яркой точкой программы
экспедиции стал город Углич. Изначально, эксперты проекта не скрывали, что их
профессиональный интерес к малым городам страны очень высок, именно малые
города «одноэтажной России» могут предлагать комплексный турпродукт, объединяя
в «Агротуре» аспекты агротуризма в сельской местности и культурно-историческую
программу в малом городе. Директор Ассоциации малых туристических городов
России Елена Канева отметила, что «один из решающих компонентов в рецепте
создания успешного туристического города - прямая заинтересованность глав в
развитии туризма и их активное личное участие в мероприятиях». Именно в рамках
территории малого города с примыкающей сельской местностью реально сформировать
и запустить «агротур» в сжатые сроки, и он будет работать уже на этапе
«тестового режима». «Формат проекта предполагает организацию агротуров для
тестовых групп туристов, в рамках которых «свежеприготовленный» турпродукт
адаптируется, тестируется качество отобранных площадок и объектов перед тем. Мы
разработали уникальный формат в истории нашей туристической отрасли, ведь
«тестовые агротуры – это фактически рабочая группа, консультативная площадка и
лаборатория турпродукта. Качество услуг, соответствие мировым общепринятым
стандартам – ближайшие цели, над которыми нужно нам всем работать. Ведь мы
сейчас открываем для иностранного туриста «окно в Россию», - объясняет автор
концепции проекта «АгроЭкоТуризм России» Екатерина Шаповалова.
Уже традиционно партнером экспедиции
становится крупный агрохолдинг России, в Ярославской области – это предприятие
«АгриВолга» и единственный в России проект развития органического продукта
«Углече Поле». Впервые в истории российского сельского хозяйства на
интернет-сайте холдинга «АгриВолга» началась прямая видеотрансляция с
молочно-товарной фермы «Головино» под Угличем. На ферме установили видеокамеры,
и любой желающий собственными глазами может посмотреть этапы производства
органической молочной продукции. Основная трансляция ведется с трех точек: две
камеры показывают дойку коров ярославской и джерсейской пород роботами-доярами,
третья позволяет в режиме реального времени увидеть кормление животных.
Прекрасное начало для создания на территории агрохолдинга привлекательной
туристической площадки, ведь так важно туристам все увидеть «своими глазами» и
наяву. Продвигая новый подход и концепцию «органик» в области животноводства,
растениеводства, и учитывая опыт проекта «АгроЭкоТуризм России» в разработке
концепции агротуров «АГРОсафари на Молочный курорт», эксперты оценили мощный
потенциал и перспективы развития туристической площадки на территории
агрохолдинга «АгриВолга».
Экспедиция приехала на предприятие в канун
их 9-летия, коммерческий директор агрохолдинга Сергей Ключников организовал
комплексный тур по животноводческим площадкам предприятия и дегустацию
органических продуктов – в первую очередь экспертам нужно было получить четкое
представление о том, что же такое органический продукт, чем отличаются условия
содержания животных при производстве органического продукта – молока, кефира,
сметаны, творога и колбас. «Органик – не синоним дорого, это выбор в пользу
стиля жизни. Есть много примеров, когда люди даже с невысоким доходом,
задумываясь о здоровье собственном и своих близких, делают сознательный выбор в
пользу органических продуктов, сокращая потребление в других сферах быта», -
признается Сергей Ключников.
Для турэкспертов проекта с 20-летним
опытом продаж туров за рубеж давно привычна практика организации отелями так
называемого «organic corner» в гостиницах, но и они признались, что это был
день больших открытий. По результатам экспедиции, очевидным фактом стал
высочайший потенциал развития отрасли органической продукции в России, а
важнейшим каналом продвижения и популяризации «органической идеологии» может стать
открытие агротуристического направления на базе хозяйства. «Мы не раз говорили
о том, что органическое – это не возвращение к «бабушкиному огороду» или, если
взять молочную ферму, к ручной дойке. Наоборот, чистое органическое
производство продуктов питания является одним из самых высокотехнологичных, так
как предполагает неукоснительное соблюдение самых высоких стандартов. Но наше
последнее технологичное нововведение напрямую не связано с производством. Зато
оно дает любому желающему возможность «общественного контроля» нашего
производства и работает на еще один принцип, который мы декларируем –
открытость и прозрачность. Наш потребитель может собственными глазами увидеть,
как живет ферма, от коров которой он пьет молоко», – отметил президент ООО «АгриВолга»
Андрей Молев.
«История экопродуктов на угличской земле
началась в далёком 1944 году, когда в нашем городе открылся Всероссийский
научно-исследовательский институт маслоделия и сыроделия (ВНИИМС). Здесь
накоплен богатый профессиональный опыт, это научная школа
высококвалифицированных специалистов маслоделия и сыроделия, ведущий научный и
методический центр молочной промышленности. Всё это позволяет решать актуальные
проблемы технического прогресса в маслодельной и сыродельной отраслях.
Современные предприятия района - флагман российского органика «АгриВолга»,
крупнейший производитель перепелиных яиц в Европе «Угличская птицефабрика»
(торговая марка Qegg) – сегодня Углич по праву может считаться столицей
органика и натуральных продуктов», - сказал Глава Угличского муниципального
района Сергей Маклаков на итоговой встрече с участниками экспедиции проекта
«АгроЭкоТуризм России». Он подчеркнул важность развития агротуристического
аспекта в Угличском районе как для повышения туристической привлекательности района,
так и для продвижения концепции района как столицы натуральных продуктов. Он с
энтузиазмом оценил планы проекта «АгроЭкоТуризм России» в этом направлении и
заверил экспертов в своей поддержке.
Там же, в Угличе, эксперты проекта
прикоснулись и к советской истории местной минеральной воды на встрече с
главным технологом Угличского завода минеральной воды Ириной Вьючной.
Предприятие ведет свою историю с 1975 года, что делает его ровесником главного
всемирно известного туристического бренда России «Golden Ring of Russia», и
опыт того времени бесценен и неотделим от момента сегодняшнего. Предприятие
имеет две скважины глубиной 170 и 175 метров, предлагающих воду двух видов -
«Угличская» и «Улеймская» - с разной степенью минерализации. История
предприятия, а также качество и минеральный состав воды позволяют по праву
считаться региональным брендом. Финальную точку экспедиции эксперты поставили
на площадке ресторана «Русская усадьба», расположенном в здании-памятнике
архитектуры усадьбе купцов Переславцевых. Как это часто случается в экспедициях
проекта, в процессе дегустации блюд и напитков местной кухни, эксперты
совместно с управляющей рестораном Ириной Тагиевой и администратором Оксаной
Тушич смоделировали гастрономическую интерактивную программу. Ведь именно
территория ресторана может стать площадкой для сотрудничества с местными
производителями – мастер-класс культуры пития с перепелиным яйцом и дегустации
органической молочной и мясной продукции с познавательными лекциями о
правильном питании как стиле жизни.
«Мы готовимся и к перезагрузке наиболее
известного за рубежом брендового маршрута «Золотое Кольцо», который отмечает 50
лет в следующем году. Именно в развитии региональных маршрутов, наряду с основной
исторической и культурно- познавательной составляющей, очень важным является
включение новых объектов, более широко раскрывающих иностранцам понятие России
как туристического направления». Сегодня как никогда важно учитывать интересы
иностранных туристов к тематике новых направлений, таких как агротуризм и
этнотуризм», - говорит Леонид Мармер.
В словарный обиход «Интуриста», которому
исполняется в этом году 88 лет, прочно вошел термин “Touch Russia”. Россию
нужно не только видеть, но и пробовать на ощупь и на вкус. Агротуризм – это
путешествие по земле. Автор концепции и руководитель проекта: Екатерина
Шаповалова, моб. +7 (903) 746-73-64 Директор проекта: Михаил Мизин, моб. +7
(963) 715-55-73 Пресс-служба: Горина Елена agrotourism.rus@gmail.com
Справка об организаторе Авторский проект
Екатерины Шаповаловой "АгроЭкоТуризм России" посвящен путешествиям по
регионам страны с целью формирования национального турпродукта в новом формате
«агротура», инспекции туристических услуг, определения системы стандартов
нового направления национального туризма.
Формируя во время экспедиции комплексный
турпродукт, организаторы учитывают, что экспедиция – это лаборатория нового
турпродукта, а основная работа начинается уже после, когда организаторам
предстоит набирать туристов-добровольцев, желающих участвовать в тестовых
агротурах. 200 дней проекта
В период с 20 ноября 2015 года по 20 мая
2016 года в рамках проекта «АгроЭкоТуризм России» при поддержке Администраций
регионов было организовано пять экспедиций: в Ивановскую, Тверскую,
Владимирскую, Тульскую и Воронежскую области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий