В публикации
представлены фотографии из альбома Н.А. Бычкова. Николай Александрович Бычков
родился в 1890 г. После окончания Новинской учительской семинарии в г. Угличе с
1912 по 1916 гг. работал школьным работником в Поречском училище села Поречья-Рыбного,
Ростовского уезда, Ярославской губернии. Затем, в 1917 г. был переведен в село
Вощажниково того же уезда, где до 1925 г. работал учителем. Большую часть жизни
занимался фотографией.
Первая фотография - о посещении учащимися школы села Вощажниково терема царевича
Дмитрия в городе Углич. Вторая - их путешествие на пароходе к Рыбинску. Третья
фотография – учащиеся у большого двухэтажного, обитого тесом здания школы в
селе Вощажниково. Фотографии не ровно обрезаны, приклеены на лист фотоальбома и
подписаны автором чернилами фиолетового цвета с указанием дат. Первые два снимка
очевидно сделаны вовремя одной школьной экскурсии, летом 1917 г. Последний
снимок датирован автором более точно: 15 мая 1919 г.
Экскурсия является важной составной частью просвещения и
образования. Экскурсионное дело вносит свой весомый вклад в формирование
всесторонне развитой личности. Экскурсии как метод обучения вошли в школьные
программы учебных заведений XIX–XX вв. В XIX – начале XX в. школьное
экскурсионное дело в России становится популярным, создаются экскурсионные
общественные организации. В начале XX в. в стране появляются экскурсионные
комиссии, бюро, комитеты и экскурсии становятся всё более массовым явлением.
Учителя с
прогрессивными взглядами не только
хотели видеть учащихся грамотными, но и желали, чтобы они были по возможности
образованными, развитыми, знающими свой край, природу, окружающую их. С этой
целью они совершали с учащимися исторические экскурсии: в краеведческие музеи,
например в Ростове, древние памятники – церкви и монастыри, памятные места в
Ярославской губернии и за ее пределами.
Часто проводились
экскурсии естественно-научного характера - в лес, в поле, на луг. Собирали
растения, знакомились с породами деревьев и кустарников, определяли возраст
деревьев, изучали вредителей и т.д. Растения, собранные во время экскурсий,
приносили в школу, определяли, расправляли и вкладывали в большие листы
промокательной бумаги. Таким путем засушивали травы и цветы. Кроме материала,
принесенного с экскурсий, учителя давали индивидуальные задания отдельным
ученикам. Особенно часто по сбору появляющихся трав весной. В результате такой,
нередко многолетней работы составлялся довольно полный гербарий весенней флоры Ростова
и его ближайших окрестностей.
Экскурсии по Ростову и
его окрестностям назывались «ближними» экскурсиями. О таких экскурсиях педагоги
делали индивидуальные и групповые доклады на конференциях и съездах учителей
города. Доклады публиковались затем в отчетах о конференции, с приложениями -
краткими сочинениями учащихся об экскурсиях. Иногда школы делали и дальние
экскурсии. Например, в Троице-Сергиеву Лавру.
Как отмечает В.Д.
Титова 1910-1915 гг. были временем некоторого подъема в деле народного
просвещения, по крайней мере начального. Всё это делалось благодаря
прогрессивно-настроенным деятелям народного образования. Ростовское земство и
Городская дума много работали по улучшению начального образования в Ростовском
уезде и в городе Ростове.
Литература,
источники:
Лапшина С.А., Фадеева С.В. Фотоальбом сельского учителя // Ростовская земля. История
и культура. [блог] 22 марта 2017.
Морозов А.Г. Фотоальбом учителя Н.А. Бычкова // Ростовская земля. История и культура. [блог] 12 апреля
2017.
Рогушкина Е.В. Из воспоминаний ВерыДмитриевны Титовой. Моя педагогическая работа перед первой мировой войной(1909-1915 гг.) // Ростовская земля.
История и культура. [блог] 13 января 2019.