понедельник, 22 июля 2013 г.

Очередные грабительские разрытия на памятниках археологии в урочище «Марья Святая»


на фото: курган № 191 (по нумерации И.В. Купцова, 2010 г.), разрытый недавно. Видны вырытые камни-булыжники — элементы погребальной конструкции



Конституция РФ, ст.44.3: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры"






Памятники археологического наследия, расположенные в урочище «Марья Святая» у с. Филимоново в очередной раз подверглись рейду банды «чёрных копателей». Преступление было совершено дважды во второй половине июня и первой половине июля этого года.



Наибольший ущерб нанесён курганному могильнику, где полностью уничтожено 3 могилы
курган № 135. В центре вырыта яма 1,25х1,3 м, глубиной 0,8 м.
курган № 191. В центре вырыта яма 1,4х1,6 м, глубиной 1,15 м.
курган № 185. В центре вырыта яма 1,9х1,25 м, глубиной 1 м.

Поверхность 3-х курганов была повреждена
курган № 38. В центре вырыта яма 0,6х0,6м, глубиной 0,25 м.
курган № 181. В центре вырыта яма 1,38х1,15 м, глубиной 0,35 м.
курган № 189. Центральная часть вскопана на глубину 0,1-0,15 м.

на фото: курган № 135 (нумерация по И.В. Купцову, 2010 г.)

на фото: курган № 10, разграбленный в 2009 г. и курган № 135, разграбленный недавно

на фото: разрытый недавно курган № 191

на фото: на переднем плане курган № 192, разрытый в 2012 г. На заднем плане — курган № 191, разрытый недавно

на фото: курган № 185, разграбленный недавно

на фото: курган № 185, разграбленный недавно

на фото: курган № 185, разграбленный недавно. На заднем плане видны отвалы разрытого недавно кургана № 191

на фото: курган № 181 разрытый недавно

на фото: курган № 38 на поверхности которого недавно была вырыта яма 60х60 см, глубиной 25 см

на рисунке я обозначил курганы, подвергавшиеся грабительским раскопкам. Подоснова: план курганного могильника (по И.В. Купцову, 2010 г.)

Курганный могильник имеет большое научное значение. Сейчас он является крупнейшим (из сохранившихся) в Ярославской области. Сейчас это единственный хорошо сохранившийся могильник в округе Ростова; остальные либо раскопаны в XIX в, либо уничтожены в результате хозяйственной деятельности.


Пострадало и расположенное рядом городище (по паспорту — селище; как «городище» памятник более точно определён в К.И. Комаровым в Археологической карте) — место, где в XIII-XVI вв. находился летописный погост с церковью во имя Марии Египетской (1216 год: "и поедоша к Переяславлю воюючи. И бышя на Городищи на рѣцѣ Саррѣ у Святѣй Марины априля 9 в Велик день, и ту приеха Констянтин князь с ростовци. И възрадовашася видѣвшеся, и крестъ цѣловашя")

Там появилось несколько десятков новых разрытий сделанных на месте сигнала металлодетектора Их размеры до 0,5х0,5 м, глубина до 0,4 м. Они есть в том числе на месте обширного разрытия 2011-2012 гг. (около 6х7 м, глубина 0,55-0,7 м). По разрытиям видно, что культурный слой был там уничтожен почти на всю глубину.



на фото: городище у с. Филимоново. Грабительское разрытие 2011-2012 гг. Размеры около 6х7 м, глубина 0,55-0,7 м. На фото масштабная рейка — 1м




на фото: Городище. Грабительское разрытие 2011-2012 гг. Фрагмент. Выброс бурого цвета, который выделяется на фоне тёмного культурного слоя означает, что достигнут уровень материка, то есть культурный слой здесь уничтожен практически полностью. Чёрно-белые деления масштабной рейки — каждое по 10 см.

Православный крест, который недавно был установлен на месте перезахоронения человеческих останков из раскопок 2010 г. грабителями был вытащен, переломан на две части и сброшен со склона. Этот акт вандализма как нельзя лучше характеризует мировосприятие грабителей. Этим они показали своё истинное отношение к русской истории и культуре.
на фото: крест осквернённый грабителями




Крест был предоставлен автору раскопок отцом Вадимом, настоятелем храма Преображения Господня в с. Спас-Смердино.

Вместе со свежими грабительскими разрытиями на памятниках появился многочисленный мусор, выброшенный "посетителями": консервные банки, балончики из под репелентов...

Количество обнаруженных грабителями предметов и их местонахождение не известно.

По материалам обследования памятников будет подготовлено и отослано заявление в Комитет историко-культурного наследия Департамента культуры и туризма Ярославской области. Дальше будем работать с прокуратурой и полицией.

P.S.
история разграбления памятников в урочище "Марья Святая" отражена
на сайте: http://www.amatororg.ru/Regions/76.htm
и в материалах этого блога:

6 ИЮНЯ 2011 г.

25 ИЮНЯ 2011 Г.

28 СЕНТЯБРЯ 2011 Г.

26 ИЮЛЯ 2012 Г.

36 комментариев:

  1. Если вы видите людей, ведущих поиск археологических предметов с помощью металлодетекторов, позвоните в полицию по телефонам 02 или 112:
    Это грабеж нашего общего культурного наследия - правонарушение, наказуемое в соответствие со ст. 243 Уголовного кодекса "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры" и ст.7.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ "Ведение археологических разведок или раскопок без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это что же, металлдетекторы уже на метр в землю видят?

      Удалить
    2. Конечно. Один мой коллега так прокомметировал эту ситуацию:

      "Копают судя по всему под заказ, три -пять человек. Из МД есть возможно глубинник или импульсник с большими рамками. Другим способом "просветить" курган или захоронение маловероятно. Судя по Вашей карте на сделанном не остановятся, так что есть шанс, взять с поличным".

      В прошлом году на могильнике я видел грабительскую яму 30х30 см, глубиной 50 см. такую есть смысл копать только при сигнале металлодетектора.

      Удалить
  2. Наименьший объём грабительских разрытий на "Марье Святой" был в 2010 г.: там побывала группа из 5 "копателей" на 3-х машинах.
    Дело в том, что тогда там летом и осенью работала археологическая экспедиция музея.

    Я думаю, это пока наиболее действенный метод "охраны" памятников - проведение стационарных археологических исследований.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Картина конечно жуткая. И кроме мониторинга ничего не придумать.

      Удалить
    2. мониторинг позволяет только фиксировать всё это. Выход я вижу в относительно продолжительной стационарной экспедиции, например, июнь-август.

      Удалить
  3. Уголовное преступление однако.
    Кстати новый закон на тему копателей приняли вроде? (Я что то "выпал" из темы )

    Но проблема в головах, а не в законах. И при царизме курганы копали и при социализме и при капитализме. Хоть и разными темпами. Удивительно, но во времена СССР, при всем его атеизме, копатели могилы вероятно меньше всего тревожили, нежели при более "религиозных" временах. Это совпало так?

    К металодетекторному поиску по моему мнению это не имеет никакого отношения. Лишь формальное сходство по применению оборудования.
    Если топором по башке Раскольников бабулю стукнул, мы же не называем его плотником? И не судим всех плотников?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уголовное преступление. Над этим мы, я надеюсь, будем работать.
      Новый закон принят Думой и СФ, но пока не подписан Президентом.

      "но во времена СССР...". Здесь я не могу ответить. Копателей тогда было в десятки раз меньше.

      "К металодетекторному поиску по моему мнению это не имеет никакого отношения".
      Не согласен. Это просто разные уровни одного и того же "хобби". Со стороны это смотрится как единое сообщество. И я что-то не припомню, чтобы информация о разграблении памятников широко освещалась на сайтах поисковиков (а это уже показатель)

      Хотя я не сомневаюсь, что среди них есть нормальные мужики. Я даже знаю некоторых))

      Удалить
    2. по НОВОМУ закону см. ссылки в самом начале моего поста.

      текст тут: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=217902-6

      Удалить
    3. http://news.mail.ru/politics/14035991/
      Путин подписал закон.
      Если раньше хоть что то передавали в музеи, теперь ничего. Если ранше находки довольно активно публиковали, то сейчас все будет в тени 100%. Копать будут все равно.

      Удалить
  4. Как сотрудник музея, могу заверить что "хоть что то передавали в музеи" это такой мизер по сравнению с тем, что продавали. Так что потеря не велика.

    "Публикации" находок в сомнительных непрофессиональных изданиях нормальные учёные всё-равно не принимали и не будут принимать во внимание. Так как факт обнаружения той или иной находки строго не документирован, а воспринимать "на веру" это не научно.

    ОтветитьУдалить
  5. Я думаю, что те из поисковиков, которые по настоящему уважают историю своей страны и интересуются ей могут без проблем участвовать в археологических исследованиях, публиковать предметы в соавторстве с археологами и даже вполне возможно получение Открытого листа. только тогда нужно будет принять общепринятые для археологов правила: http://www.archaeolog.ru/media/polozhenie-opi.pdf

    ОтветитьУдалить
  6. "... и даже вполне возможно получение Открытого листа" И как,Вы,себе это представляете?

    ОтветитьУдалить
  7. Да, это не просто, но возможно при желании.
    Нужно высшее историческое образование, которое сейчас можно получить за 2 года в магистратуре (если есть другое высшее) и работа в организации в уставе, которой прописана исследовательская деятельность.
    И наверное нужна рекомендация от археолога.
    http://mkrf.ru/gosuslugi/vydacha-razresheniy-otkrytykh-listov-na-pravo-provedeniya-rabot-po-vyyavleniyu-i-izucheniyu-obektov-arkheologicheskogo-naslediya

    ОтветитьУдалить
  8. Дмитрий, хотелось бы узнать ваше мнение о моём посте:
    "Очередные грабительские разрытия на памятниках археологии в урочище «Марья Святая»"

    ОтветитьУдалить
  9. А что тут можно сказать?На лицо самая обыкновенная "чёрная археология".Я бы даже сказал "гробокопательство". Большинство поисковиков сами прикопали бы их,этих уродов(нет другого слова) на месте только за сломанный крест.Но принятый закон, всех подравнял "под одну гребёнку".Теперь,я ,бродящий с МД(металлодетектор) по колхозному полю ,перепахиваемому десятилетиями должен прятаться?По поводу фотографий возникают вопросы.Раскопы не совсем свежие(замытые дождём).А слом креста и свежепримятая трава создают впечатление "постановки" или "подставы".Как Вам будет угодно

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Раскопы не совсем свежие(замытые дождём" Ничего удивительного. Фото сделаны сразу после дождя. Он был всё утро. В июне этих разрытий не было. Это именно РАЗРЫТИЯ.

      РАСКОПом называется участок,исследованный по археологической методике.

      "А слом креста и свежепримятая трава создают впечатление "постановки" или "подставы""
      Конечно примятая, ведь я и пес на неё наступали.
      Про "подставы" это вы уж слишком. Меня именно этот батюшка и крестил.

      Удалить
    2. Я тоже брожу по колхозным полям...
      и нахожу памятники археологии - селища 14-17 вв.
      Пропаганда на сайтах поисковиков вовсю трубит, что распашкой всё уничтожено.
      ЭТО НЕ ПРАВДА.
      Распашка лишь повреждает культурный слой (в разной степени), может уничтожить систему напластований, НО не сам культурный слой.

      Большинство средневековых селищ, которые изучают археологи - подвергалось распашке.
      И ничего. Данные очень хорошие.

      Удалить
    3. Теперь по новому закону фермеров тоже лет этак на 6-ть за повреждение культурного слоя

      Удалить
  10. И к вопросу о сохранении культурного наследия....Есть ли там знак указывающий,что там находиться ОКН? В нашем районе такую "табличку" я видел только у родника в Красново.Почему же вы (археологоги) так ратуете за сохранение истории,а дел не видно.Где вы были когда в городе ДВА!!!! года меняли асфальт в самой исторической его части.Только 2 человека из Московского института на второй год пытались что то делать(отзывались о наших археологах не лестно).Извините,ни чего личного.С ув.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В данном случае о табличках говорить довольно странно. это ж курганы инарод знал где копал.

      Удалить
    2. А что в этом странного?Обозначить на местности объекты культурного наследия это по моему один из самых первых и не требующих больших финансовых вложений шагов для их сохранения.Обозначают же места пркладки газовых и эл.магистралей .

      Удалить
    3. Я тоже не против табличек, НО
      1. Если бы вы прочитали Положение про эти таблички, то увидели бы, что археологи (в частности - я) не могут выступить с инициативой её установки.
      2. В данном случае - я уверен - табличка разделила бы участь креста.

      Те, кто там работал, прекрасно понимал, что это памятники! (или вы думаете иначе?)

      Удалить
    4. Согласен,что ни какие бы знаки их не остановили как не остановит и новый закон.Почему же я теперь из за этих вандалов не смогу спокойно выйти в поле с МД?Существовал же уже закон и не безызвестная Вам статья 7.15 Почему все последние законы "запретительные"?А этот вообще "ни в какие ворота не лезет" По этому закону мне проще и безопаснее придти к Вам в музей и украсть монету ,допустим деньгу 173... года,чем найти её в поле. В первом случае сумма кражи(если меня поймают) составит сумму до 2000 руб. и уголовное дело не заведут,зато если меня "примут" в поле с этой же монетой,то при таком законе полёт фантазии суда будет бесконечным.А как теперь быть со стройками?Это же очередная "кормушка" для чиновников.Сколько будет стоить заключение разрешающее какие либо земляные работы?Вдру там невыявленый арх.объект? Закон"сырой"...

      Удалить
    5. Это я привёл пример,как будет действовать новый закон.Из подобных монет я могу создать "погодовку"(наследство получил).Вы сами считаете,что это нормально-6 лет?А как же люди которые собирают металлолом в полях?Знаю многих которые только ради этого и преобрели МД.В деревнях подчас, кроме этого других заработков и не бывает.

      Удалить
    6. Алексей, но нумизматика это довольно старый объект коллекционирования и ничего дурного в этом вроде как нет. Поиск на деревнях распаханных при Хрущеве (как наиболее массовая причина их исчезновения) никкого вреда археологии на мой взгляд не несет. Да, там встречаются находки и 16-го века (время массового возникновения населенных пунктов) но в основном это "чешуйки" первых Романовых и я никак не пойму, что они могут дать археологической науке? Там еще встречаются нательные крестики различных эпох, но все их типы описаны и опубликованы.
      И ты реально считаешь, что когда нибудь туда прийдут археологические экспедиции?
      На селение чисто по 16-му веку кроме тебя никого не вытащить, а в других регионах это вообще нафиг никому не интересно. Вот городище и курганы это конечно вызывает интерес у профессионалов, но не сельская местность средневековая.
      Дмитрий очень удачно привел пример неадекватности наказания, как пример сырости и недоделанности закона. Регулировать деятельность поисковиков нужно было раньше, но и сейчас возможно не поздно, но не такими методами и законами.

      Удалить
    7. "Поиск на деревнях распаханных при Хрущеве... никкого вреда археологии на мой взгляд не несет. Да, там встречаются находки и 16-го века... но в основном это "чешуйки" первых Романовых и я никак не пойму, что они могут дать археологической науке?"

      Они могут дать очень многое.
      Ни по какой керамике не сделать такую точную дату селища, как по монете.
      Письменных данных по Ростовскому уезду за 16 -17 вв. очень очень мало.
      Поэтому памятники 16-17 вв. будут впоследствии активно изучаться раскопками.
      Надо думать о будущем, а не жить только сегодняшним днём.

      Монеты к тому же являются важным источником информации по истории денежного обращения, благосостоянии населения, экономики в целом. Информация же письменных источников за 15-16 вв. применительно к конкретной территории крайне скудна.

      Поэтому важно регистрировать точное место находки каждой монеты 15-17 вв.

      Может возникнуть вопрос: а нельзя ли предоставить археологу фото монеты и информацию о точном её местонахождении, а саму монету оставить себе?

      Это было бы не плохо.
      Но в идеале такая монета должна попасть в музей.

      Иначе она НИКОГДА не станет полноценным источником информации. Научные исследования построены на постоянном обращении к источнику, в данном случае к подлинному артефакту, а не к его копии или фотографии. Такое обращение невозможно сделать раз и на всегда. Каждое поколение исследователей находит возможность получения новой информации при анализе предмета. Такую возможность даёт только музей. Музеи ежегодно принимают большое количество исследователей, приехавших с с целью изучения предметов.

      Такая работа с частной коллекцией невозможна, т. к. конкретный предмет может быть продан, подарен, обменян и в итоге его не найти.

      Удалить
  11. С табличками вопрос не такой простой, как вы думаете. По закону её может установить только собственник. А оно ему надо?
    Порядок согласования формы, содержания и эскизного проекта размещения информационных надписей 
    и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения», утвержден 
    приказом департамента культуры Ярославской области от 08.10.2008 № 178 
    http://dcul.adm.yar.ru/department/komitet_akt.htm

    Табличка у родника — это колхозная самодеятельность и юридической силы она не имеет.

    Но информация о памятниках обнародована и даже с GPS координатами: http://www.yarregion.ru/depts/dcul/tmpPages/reestr1.aspx?mr=%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD .

    Банда, которая рыла курганы, думаете не подозревала, что это памятник?

    То, что было с дорогами — это самый печальный факт в археологии Ростова. Археологи из ИА РАН обращались в Департамент. Но чиновники это останавливать не стали, т. к. если бы была археология, то не было бы дорог. И так был аврал. Деньги выделялись строго под дату. На второй год археологии тоже фактически не было, а то, что было - не серьёзно.

    Археологический отдел музея, которым я заведую небольшой. Нам едва хватает сил, чтобы проводить исследования в Кремле и в сельской местности.
    Присоединяйтесь.
    Кроме того музейная археология имеет свою специфику — значительная часть времени уходит на изучение коллекций и подготовку выставок и экспозиций.

    ОтветитьУдалить
  12. Алексей,извините,но не верю что бы поисковики так грубо работали.Незакопаные ямы после себя это к сожалению болезнь многих,но крест..... А вы не задумывались,что этим могла заниматься местная молодёжь,в надежде найти злато-серебро.Меня,да и большинсто комрадов не тянет ни на курганы,ни на могильники.Что там можно найти?Ржавый наконечник,части украшений?К сожалению теперь большинство уйдут в тень,вот в такие вот места,хотя по большому счёту и бояться этого закона не стОит.В нём не указано,что мне запрещено иметь МД и пользоваться им в личных целях,а они ведь бывают разные,а не только "поиск и изъятие археологических предметов")))

    ОтветитьУдалить
  13. "но не верю что бы поисковики так грубо работали..."
    Сочувствую.
    Крест - значит грубо, а уничтоженная могила 12 века - не грубо?
    "этим могла заниматься местная молодёжь". Молодёжи там нет...
    Это работала банда ПРОФЕССИОНАЛОВ, скорее всего, из Москвы.

    "Что там можно найти?Ржавый наконечник,части украшений?"
    Вы прикалываетесь или правда не знаете? Что-то не верится.
    А если всё-таки не в курсе, см:
    http://molotok.ru/obyomnaya-bronzovaya-ptichka-oryol-sokol-slavyane-i3413494403.html

    "хотя по большому счёту и бояться этого закона не стОит"
    Это каждый решает для себя сам. Да, закон не сразу заработает. Но заработает, поверьте.
    Даже при старом законодательстве ловили и судили. Всё зависит от активности заинтересованных лиц.
    2 наглядных примера:
    http://culture.natm.ru/v-novgorodskoy-oblasti-zaderzhany-chernye-kopateli.html
    http://pln-pskov.ru/culture/141617.html

    Что же вам с археологами-то не хочется работать и принять общепринятые в науке правила?

    ОтветитьУдалить
  14. По вопросам совместной работы в личку red132@bk.ru

    ОтветитьУдалить
  15. Хорошо, я напишу вам.

    А вы не хотите ответить на мой предыдущий комментарий?

    ОтветитьУдалить

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...