пятница, 12 июля 2013 г.

Ростовский кремль в финифти


«Ростовский кремль в финифти»


В Музее финифти открылась выставка, посвященная 130-летию Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», на которой экспонируются произведения из фондов музея.

Архитектура кремля в гармонии с природным ландшафтом и озером Неро дает интенсивный творческий импульс художникам ростовской финифти. Зрительное восприятие образа кремля формировало художественное мировоззрение ростовских финифтяников, вкусы и пристрастия, поэтому ансамбль нашел столь яркое отражение в тематике их произведений.
Изображение Ростовского кремля в финифти являлось одной из приоритетных тем в программе комплектования коллекции музея, особенно во второй половине ХХ века. Кремль воспроизводился в XIX в. на иконах в качестве второго или первого плана. На рубеже XIX-XX вв. появились отдельные изображения памятника. В ХХ веке кремль отображался в самых широких вариациях от почти фотографических до стилизованно-фрагментарных схематично-знаковых изображений на значках, памятных сувенирах и ювелирных украшениях, в стилистике которых нашло отпечаток время. Лаконизм художественно-выразительных средств 1960-х гг. сказался во влиянии «сурового стиля» и поисках простоты в сувенирной продукции, например, в пластинах для украшения зеркалец, широко тиражировавшихся артелью «Ростовская финифть» в 1930-1950-е гг. и одноименной фабрикой в 1960-1970-е гг.
В произведениях художников второй половины XX в. ансамбль кремля являлся одним из центральных образов эмалевой миниатюры. Колористическое разнообразие цвета и состояния кремля художники передают в различные времена года, характерные детали архитектуры становятся лейтмотивом декора ювелирных украшений.
Миниатюры на тему кремлевской архитектуры составляют большую часть творческого наследия признанного мастера Александра Алексеевича Хаунова. В разные времена года он пишет этюды, на их основе - финифтяные пластины, в которых прекрасно передает различные состояния дня и настроения: от лирического и грустного до лучезарного и радостного. Художник продолжает лучшие декоративные и технические традиции ростовских мастеров финифти XIX века.
В работах пейзажиста Валерия Дмитриевича Кочкина кремль по колориту неброский, но в тональном отношении переливается как драгоценный камень. Творческое кредо известного ростовского графика и живописца Владимира Кузьмича Золотайкина – пейзаж. Неутомимый труженик широкого профессионального охвата (живописец, график), он с середины 1980-х годов обратился к эмали. Если его живопись, а тем более графика реалистичны и чаще сдержанны, то финифть, напротив, подчеркнуто декоративна по колориту, прозрачна и стекловидна.
Ростовский кремль существует уже более 350-ти лет, последние 130 лет в нем располагается музей, поэтому многие мастера финифти свои произведения по праву посвящают ему. Тридцать три года в музее проработал историк и краевед Илья Алексеевич Морозов. В собрании имеется несколько эмальерных произведений, связанных с его именем, в частности именная медаль, подаренная ему в день 60-летия. Подобными финифтяными медалями награждались ростовские юбиляры, молодожены и новорожденные, а в 1970-1980-е гг. это стало местной традицией.
В 2001 году в Ростове проходил международный семинар «Ростовская финифть - Лиможская эмаль: миниатюрная живопись на рубеже веков». Впервые совместно работали ростовские, французские эмальеры и детская студия «Семицветик». Образ кремля нашел отражение в работах детей и француженки Мириэль Каркине.
Итак, ансамбль ростовского кремля, появившийся в финифти местных мастеров во второй половине XIX в., получил разнообразное и полное воплощение в произведениях художников-эмальеров всех последующих поколений г. Ростова.


Вера Пак


Иллюстрация:
А.А. Хаунов. Коробочка «Ростовский кремль». 1983 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.

В период начавшегося заграничного похода русской армии в Европу, после Отечественной войны 1812 г. с Наполеоновской Францией, в маклерской к...