Предмет, о котором пойдет речь,
не археологического происхождения.
Более того, первый исследователь предмета
— В.Г. Пуцко — нашел упоминание о нем в
документах Белогостицкого монастыря,
что позволило связать его с конкретным
человеком. Им оказался князь Михаил Михайлович Темкин-Ростовский. А это уже
намного интереснее. Археологические
предметы, как правило (за исключением
свинцовых вислых печатей, берестяных
грамот и др.), очень сложно связать с
конкретными историческими деятелями.
"Лета 7174 (1656)*,
марта в 8 день, по указу смиреннаго Ионы,
митрополита Ростовскаго и Ярославскаго,
его, митрополич, казначей старец Васьян
отдал в домовый Белогостицкий монастырь
архимандриту Антонию да казначею старцу
Корнилию с братиею, после умершего
боярина князя Михаила Михайловича
Темкина-Ростовскаго серебряную посуду;
панагии - серебряную белую, резную с
мощми, серебряную же резную на яшме с
двумя изумрудами"
* правда, годом смерти М.М. Темкина считается 1661 г. Не исключено, что дата в публикации передана ошибочно. Этот вопрос нуждается в специальном исследовании.
Сведения о камее:
Место хранения: ГМЗ «Ростовский
кремль», Фонд «Прочее»
Инвентарный номер:
Пр-376
Датировка камеи: конец XII - начало XIII в. (до 1204 г.)
Датировка камеи: конец XII - начало XIII в. (до 1204 г.)
Материал: кровавая
яшма
Техника: резьба по
камню
Размеры: 2,9х2,4х0,75
см
Происхождение: передана
в музей из Ростовского Белогостицкого
монастыря в 1897 г. В монастырь поступила
по указу митрополита Ионы (Сысоевича)
в 1656 г. после умершего боярина князя
Михаила Михайловича Темкина Ростовского.
Музейная значимость: уникальный предмет
Описание (автор В.Г. Пуцко):
"Серебряная
восьмигранная оправа камеи с лицевой
стороны украшена сканью с мотивом
спиралевидных завитков и мелких колечек,
а также витой “веревочкой" По скани
наложено четыре гнезда для камней, но
сохранились лишь квадратный уральский
изумруд вверху и овальный альмандин
справа, в кастах, современных самой
оправе.
Вверху два ушка - петли для
крепления шарнира позже утраченного
оглавия.
Оправа позолочена, за исключением
пластинки, закрывающей оборот деревянного
гнезда с камеей. Типологически скань
должна быть отнесена к числу ее
новгородских образцов рубежа ХV-ХVI
вв.
В серебряную оправу заключена
камея из темно-зеленой яшмы с кровавым
пятном. На ней в высоком рельефе выполнено
поясное изображение Богоматери-Ассунты,
держащей руки на груди, ладонями наружу.
По сторонам фигуры обычные греческие
монограммы. Размер самой камеи 2,9 х 2,4;
наибольшая толщина - 0,75 см.
В изображении Богоматери,
представленной на ростовской камее,
несколько удлиненный овал лица с тяжелым
подбородком, крупный нос, полные губы.
Мафорий собран в широкие складки и
украшен над лбом четырьмя крестообразно
расположенными точками. В трактовке
полуфигуры обращают на себя внимание
прежде всего ее массивность и весьма
рационально использованный линейный
элемент. Наиболее тщательно выполнено
лицо, тогда как ладони рук переданы
несколько небрежно и схематично. Неумело
очерчен ломаной линией неправильной
формы нимб, далекий от идеальной формы
круга. И все же, при всех замеченных
недочетах, резьба отличается большой
выразительностью, свойственной
сравнительно немногочисленным
византийским камеям, а тем более их за
падным подражаниям. Резчик вполне владел
трудным ремеслом художественной
обработки камня и явно был связан со
столичной традицией рубежа ХII-ХIII
вв."
Литература:
основная:
Пуцко В. Несколько византийских
камей из древнерусских городов
// Зборник радова
Византолошког института. Београд,
1970. Т. XII. С. 126-129. Рис. 11;
Пуцко В.Г. Византийская камея из Ростовского Белогостицкого монастыря
// История и культура Ростовской земли.
1997. Ростов, 1998. С. 89-95.
упоминания:
Богословский И.Н. Путеводитель
по Ростовскому музею церковных древностей,
М.,
1911. С. 4; Иванов Д. А. Спутник по
Ростову Великому Ярославской губернии.
Ростов Великий, 1912. С. 61; Пуцко
В.Г. Ростовские музейные были // Сообщения
Ростовского музея. Ростов, 2013. Вып. XX.
С. 174.
публикация изображения:
Банк А.В. Прикладное искусство
Византии IХ-ХII
вв. Очерки. M., 1978. Рис. 112;
Пуцко В.Г. Константинополь
и киевская пластика на рубеже XII-XIII вв.
// Bizantinoslavica. Рraha.
Т. LVII. Табл. III, 7.
Предмет можно увидеть в зале
№ 4 исторической
экспозиции ("Ростовская земля с
древнейших времен до конца XV
века"), которая располагается
на втором этаже Государских хором
(Красная палата) Ростовского кремля.
Авторы экспозиции: Алексей
Каретников, Александр Мельник, Сергей
Сазонов; художник —
Константин Ляпин
Этим сообщением
мы продолжаем публикацию предметов,
представленных в исторической
экспозиции. Предыдущие
публикации: Подвеска, Меч, Копоушка, Подвеска коньковидная, Ременной
разделитель конской упряжи, Крест,
поставленный дьяком Стефаном Бородатым
на могиле сына Ильи у ростовской церкви
Воскресения, Пуговица, Прикладная
печать, Подвеска, Застежка, Поделка
из бересты с рисунком, Рукоять
ножа,Кремневый
нож, Сосуд
дьяковской культуры, топорвождя
Текст – Алексей Каретников
Изображение – Елизавета Сверч,
Сергей Григорьев
---
Michail
Temkin Rostovsky panagia (cameo)
Object type: panagia (cameo)
Culture/period: Middle Ages
Date: end of XII - the
beginning of XIII century. (Up to 1204)
Materials: jasper
Dimensions: 2,9х2,4х0,75
сm
Origin:
from Rostov Belogostitsky monastery, 1897.
Storage: The State
Museum-reserve "Rostov Kremlin"
Museum number: Пр-376
Exhibition: "Rostov land from
ancient times to the late 15th century"