Гостей музейного клуба "Яблочный пирог" Борисоглебского
филиала ГМЗ "Ростовский кремль" 20 октября 2017 г. ожидала встреча с произведением
из собрания музея-заповедника, хранящегося в фонде редких книг. Старший научный сотрудник Александр Викторович Киселев рассказал об уникальном Евангелие 1759 года.
В России книгопечатание возникло в царствование Ивана Грозного и сразу же
приобрело статус дела государственной важности. По царскому указу была
организована первая русская типография, это предприятие стало одной из
крупнейших типографий Европы. В 1564 г. первопечатники Иван Федоров и Пётр
Мстиславец в Москве выпустили первую точно датированную русскую печатную книгу
– «Апостол». В отличии от стран Западной Европы, где первые книги печатались
преимущественно на латинском языке, в России получают распространение книги, напечатанные
кириллицей.
Средневековую бумагу делали из льняных тряпок. Такая бумага намного
прочнее современной, сделанной из древесной массы. Тряпки сортировали, мелко
рубили и тщательно промывали в специальных ёмкостях, до тех пор, пока тряпки не
распадутся в текучую водянистую массу. Специальной рамкой, стенки которой
сделаны из деревянных брусков, а дно из проволоки, зачерпывали тонкий слой
мокрых волокон, давали стечь воде и опрокидывали массу на кусок войлока, накрываемый
сверху еще одним куском. Такие «бутерброды» из войлока и бумаги складывали один
на другой во много слоёв и затем помещали под пресс для удаления излишков воды.
После этого бумагу вынимали и вешали сушиться – как постиранное бельё. Готовые
листы бумаги пропитывали животным клеем. Пропитка делала бумагу
влагонепроницаемой и позволяла ей впитывать чернила, не давая им растекаться.
Проволочная рамка оставляла еле заметные полоски на полученной бумаге. Бумагопроизводители
стали специально скручивать небольшие фигурки из проволоки и прикреплять их к
рамке для того, чтобы знаки отпечатались на бумажной поверхности. Они
незаметны, когда бумага сложена или переплетена в книгу, но отчетливо
проявляются при рассмотрении бумаги на просвет. С помощью таких водяных знаков
можно определить виды бумаги, производителя, датировку.
Из типографии книги выходили обычно без переплётов – в тетрадях. Лишь
только «подносные» экземпляры, предназначенные для царя, членов его семьи, для
патриарха и для высокопоставленных чиновников украшались дорогими переплётами.
Также любой владелец книги, но уже за свои деньги мог по своему желанию поставить
на книгу переплёт.
Очень распространённым был кожаный переплёт. В качестве крышек переплёта
использовались доски, обычно дубовые, они прикрывали книжный блок снизу и
сверху. Снаружи доски обтягивали кожей, которую украшали тиснением – иногда с
серебрением и золочением. Также были распространены тканевые переплёты из
бархата, парчи – с металлическими накладками: средник (обычно с сюжетом Вознесения)
и четыре наугольника (обычно на них изображались евангелисты). Средник и
наугольники по желанию заказчика могли изготавливаться из золота, серебра,
финифти. Реже на книги устанавливали цельнометаллические оклады. В их основе
также были доски, но вместо кожи или ткани использовались тонкие листы металла.
Наиболее дорогие оклады изготавливались из золота, серебра, с использованием
драгоценных камней. Стоит отметить, что книги использовались во всех слоях
общества, начиная от царей и заканчивая крестьянами.
Исследователи получают богатый и интересный материал, позволяющий
проследить судьбу книги, определить социальные группы, в которых она бытовала.
Делается это на основе записей, которые сохранились на страницах книг. В них
зафиксированы политические события, содержатся рассказы о чудесах, сведения
бытового и автобиографического характера, отношение читателей к прочитанному
тексту. Во время бытования книги на её страницах также могли появляться записи
о купле-продаже данной конкретной книги, дарственные записи, записи
фольклорного характера, которые в простой форме доносят до нас народную
мудрость: «Аще кто хочет много знати, подобает ему мало спати», «Аще кто
преупивается вином, тот бывает некрепок умом», «Человече, уму-разуму учися,
старому лбу поклонися, разумного препочти, а с безумным не моги глаголати, да
не будеши посрамлен». Очень распространены были записи вкладные, то есть
рассказывающие о том, кто, когда и в какой храм вложил книгу, обычно для того, чтобы
молились о нём (вкладчике), и о его родственниках.
Как раз похожая запись сохранилась на Евангелие 1759 года из собрания
музея-заповедника «Ростовский кремль». Книга была издана в Москве в Синодальной
типографии, тираж составил всего лишь 600 экземпляров, без переплёта стоила
каждая книга 15 рублей – весьма немалые деньги по тем временам. Текст напечатан
в две краски: чёрную и красную. Книгу украшают гравюры четырёх евангелистов. Заставки,
инициалы, концовки, рамки на полях – богатого растительного орнамента покрывают
каждую страницу. В них угадываются изображения маков, плодов граната, тыквы,
подсолнечника. Исследователи отмечают, что набор не случаен. В орнаменте
использованы изображения растений, которые высыпают свои семена. Появляется
мотив сеятеля – печатники ощущали себя сеятелями, несущими слово Божие и
рассеивающими семена по всему свету.
Переплёт состоит из досок со шпонками, доски прикреплены к корешку тремя
железными петлями. На верхней крышке украшения были утрачены, сохранились лишь
следы от средника и наугольников и отверстия для их крепления. На нижней доске
сохранилась темперная живопись по левкасу: сверху надпись «Изображение книги
родства Иисуса Христа сына Давидова сына Авраамова». Под надписью изображение Бога
Саваофа, от него летит голубь к среднику с сюжетом «Рождество Христово». Вокруг
средника расположены 42 клейма с оплечным изображением праотцев и 4 ростовых
изображения святых. Корешок обтянут красным шелком, в середине пришита парчёвая
«розетка». Обрез блока золоченый с чеканным орнаментом.
Очень впечатляет размер этой книги: толщина 12 см, высота 73 см, а разворот составляет
внушительные 103 см!
На последних листах данного экземпляра вкладная запись черными чернилами:
«Сие святое Евангелие приложено церкве Вознесение Господне бывым креснянином
деревни Покромитово Василем Федотовым Буклиновым».
Указанный храм находится в селе Марково Борисоглебского района Ярославской
области, деревня же Покромитово – в полу километре от этого села. В 70-х годах
ХХ века Вознесенский храм неоднократно грабился: воров интересовали иконы,
дорогая церковная утварь. Чтобы уберечь от разграбления оставшееся имущество,
местные жители обратились с просьбой в Борисоглебский музей, в который
церковные вещи были переданы в 1979 году. Возможно, что в числе церковных
предметов в музей поступила и данная книга. В настоящее время книга хранится в
запасниках государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» в составе
фонда редких книг Борисоглебского филиала.
Книги кириллического шрифта – драгоценная часть духовной и материальной
культуры нашего прошлого, собирая и изучая которые мы обогащаем наше
историческое знание. К числу таких драгоценных частиц принадлежит и Евангелие
1759 года.
Александр Киселев