Степашкин
М.В.
II. Путь
от Углича к Ростову по реке Устье
Определившись с главным
магистральным водным путём рассматриваемого микрорегиона («Нерльским путём»),
вернёмся к его главному историческому центру – Ростову. Направление, в котором
происходило сообщение этого города с «Нерльским путём» по р.Сарре и Кснятиным
на Волге, было описано выше (см. публикацию от 18декабря 2017 г.).
Каким образом Ростов был связан
с волжскими городами, расположенными к северо-западу, северу от него?
Путь к Ярославлю проходил по
р. Которосли, этому есть немало свидетельств. Достаточно любопытная его оценка
для начала XVI
в.
содержится в «Повести о Борисоглебском монастыре…» Примерно в 1522-1527 годах
при постройке каменных храмов монастыря игумен Феофил столкнулся с отсутствием
поблизости залежей извести. В этой связи он вынужден был посылать за ней суда
на Волгу. Видимо, сильно петляющее русло Которосли представляло большие
неудобства для судоходства, оно названо «тяжким».
«Посылал
на Плесо в судех вверхъ Которосью до Ярославля. Проход же тяжек есть, и далече
Которосью и Волъгою. И бил челом христолюбивому Государю Великому князю Василию
Ивановичю Всея Русии, чтобы ему государь ослободилъ в своих селех и в
княженецкых отчинах, и в боярскых, искати извести волно.» [8]
Известно, что крайне важным для Ростовской
земли, по меньшей мере, с XI века,
являлся путь через Шексну на Белоозеро. Также с середины XII в. в летописях
появляется Углич (Углече поле). Какими путями они связывались с Ростовом?
Возвращаясь к истории возникновения Исад, как связана с дорожной сетью Ростова
расположенная в 12 км к северу от города деревня Исады (в черте современного
посёлка Семибратово)? Исады на реке Устье явно тяготеют к Ростову, других
объектов, ради которых было бы необходимо производить здесь высадку из судов на
берег, просто нет. Если полагать, что высадка и выгрузка товара происходила
ради знаменитых в более поздние времена исадских мельниц, то логичнее это место
было бы назвать более точно, увязав с конечной целью высадки, например,
Мельницы или Помолы… Но сама семантика имени «Исады» указывает на их транзитное
предназначение, т.е. путники, купцы намеревались после высадки проследовать
куда-то дальше, с иной целью.
Прекрасно отвечает на
поставленные вопросы «Повесть о Борисоглебском монастыре…», он стоял также на
р.Устье, в 23 км западнее д.Исады. Основание монастыря автор «Повести» относит
к 1363 г., когда на постройку было получено благословение от приехавшего в
Ростов Сергия Радонежского.
«…
Лесы же бысть на сем месте изначала чёрныя. А дорога проходна ис Каргополя из Бела озера и из иных градовъ къ царствующему
граду Москве и к Ростову.
…
В дни благочестиваго Великаго Князя Димитрея Ивановича всея Руси в четвёртое
лето государьства его … Прииде с ними на место сие, и много походивъ по пустыни
сей… вся осмотривъ.» [8]
Как мы убедились выше,
расположение монастырей на важнейших дорогах далеко не случайны, трудно
отрицать их очевидное сторожевое и таможенное назначение. Достаточно поздняя
легендарная дата основания монастыря в XIV в. не может исключать более раннего возникновения
здесь монастыря или острога, ставшего впоследствии богатейшим в Московской
Руси, «домашним» монастырём царей. «Повесть» ещё раз доказывает, что столь
крупный монастырь вырос далеко не в глуши, а на важнейшем северном торговом
пути. Именно отсюда основатель Борисоглебского монастыря игумен Феодор
продолжил «монастырскую экспансию» в районе Вологды, на озере Кубенском и на
Белоозере.
Очевидно, что путь из Ростова
через Борисоглебский монастырь на Белоозеро проходил по р.Устье, выводил к
Угличу на Волге и далее до устья Шексны. Между Ростовом и Угличем на нём
располагались вне этих городов, в ключевых точках также ещё два монастыря:
v Никола
на Улейме («ворота» Углича, первое упоминание – 1460 г.);
v Белогостицкий
монастырь Св.Георгия неподалёку от Ростова, у Никольской дороги (его основание
относят к нач. XV
в.,
первое упоминание – сер.XVIв.).
Никольская дорога шла из
д.Исады (Семибратово) через с.Николо-Перевоз, от которого и получила своё
название, к Белогостицкому монастырю и Ростову. Понятным становится
расположение д.Исады на «Устьинском пути» из Углича к Ростову. Исады стояли на
северном берегу Устьи, на месте крутой излучины реки, где она резко изменяла
направление течения с восточного на южное, устремляясь к р.Вёксе и озеру Неро.
Вёкса является, по-сути, протокой из озера Неро, после слияния её с Устьей у
с.Николо-Перевоз образуется р.Которосль. Правильнее считать Которосль
продолжением Устьи. Вёкса – приток этой реки, причём при движении по воде из
Устьи к Неро, войдя в Вёксу, приходится идти против течения, русло сильно
искривлено. Вероятно, по этим причинам дальнейший путь из Исад к Ростову
продолжался не по воде, а посуху, по Никольской дороге. Причём эта дорога шла
не по западному берегу Устьи, а по восточному, более высокому, несмотря на то,
что в Николо-Перевозе приходилось осуществлять переправу, дальше дорога на
Белогостицкий монастырь шла по западному берегу Вёксы.
Любопытно, что у
с.Николо-Перевоз, на противоположном берегу Устьи, расположена деревня с
«говорящим» названием Кладовицы. Помня о «тяжести» водного пути по Которосли,
можно предположить, что к этому месту подходила некая старая дорога,
проходившая вдоль Которосли, сливавшаяся с Никольской. Таким образом,
«Устьинский путь» реконструируется от Углича по р.Улейма, затем от Николо-Улейминского
монастыря к селу Ильинское, далее по р.Устья до д.Исады и по Никольской дороге
к Ростову.
В рассматриваемом микрорегионе
необходимо также упомянуть монастырь «Николы на Жабне» на правом берегу Волги
(в черте современного г.Калязин). Ссылки на его возникновение якобы в
домонгольское время ничем не подкреплены. Первое летописное упоминание
встречается только в 1372 г., когда литовский предводитель Кейстут разорил
города на Верхней Волге, в т.ч. сжёг Скнятин (Кснятин) и монастырь Николы на
Жабне. Позднее на противоположном берегу Волги возник Троицкий Калязин
монастырь, давший начало городу.
Примечательно, что большинство
монастырей на водных путях создавались во имя Николая Чудотворца – покровителя
путешественников, мореходов и торговцев.
Литература:
1. Степашкин М.В. Исады – рождённые в плеске волн.
М., Буки Веди, 2017.
2. Чернов С.З. Сфрагистический комплекс из
Могутово…
3. Описание документов и бумаг хранящихся в
Московском архиве министерства юстиции. Книга вторая. СП-б, 1872. С. 134.
4. Леонтьев А.Е. Гора святой Марии // Сообщения
Ростовского музея. Вып. VI. Ростов, 1994. С. 218-230.
5. Официальный сайт департамента культуры
Ярославской области // Объекты культурного наследия
6. Купцов И.В., Каретников А.Л. Разведки в
Ростовском и Гаврилов-Ямском районах Ярославской области // Археологические
открытия 2006 г. М., 2009. С. 221-222.
7. РГАДА, № 147. л. 91. Источник Патриаршего
казённого приказа.
8. Не отступим. Издание Ростовского
Борисо-Глебского монастыря, перевод Г.И. Трубицыной. М., Глобус, 1998.
9. Колонизация северных окраин Древней Руси в
XI-XIII вв. – докторская диссертация, 1995.
10. Колонизация северных окраин Древней Руси в
XI-XIII вв. М., 1997.
11. Археологическое изучение Северо-Восточной Руси:
колонизация и культурные традиции // Вестник РАН. № 12. 2009.
12. ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. С.
75.
Комментариев нет:
Отправить комментарий