Страницы

Страницы

воскресенье, 31 декабря 2017 г.

Древние водные пути из Новгородской земли к Переславлю и Ростову

Степашкин М.В.

II. Путь от Углича к Ростову по реке Устье
Определившись с главным магистральным водным путём рассматриваемого микрорегиона («Нерльским путём»), вернёмся к его главному историческому центру – Ростову. Направление, в котором происходило сообщение этого города с «Нерльским путём» по р.Сарре и Кснятиным на Волге, было описано выше (см. публикацию от 18декабря 2017 г.).
Каким образом Ростов был связан с волжскими городами, расположенными к северо-западу, северу от него?
Путь к Ярославлю проходил по р. Которосли, этому есть немало свидетельств. Достаточно любопытная его оценка для начала XVI в. содержится в «Повести о Борисоглебском монастыре…» Примерно в 1522-1527 годах при постройке каменных храмов монастыря игумен Феофил столкнулся с отсутствием поблизости залежей извести. В этой связи он вынужден был посылать за ней суда на Волгу. Видимо, сильно петляющее русло Которосли представляло большие неудобства для судоходства, оно названо «тяжким».
«Посылал на Плесо в судех вверхъ Которосью до Ярославля. Проход же тяжек есть, и далече Которосью и Волъгою. И бил челом христолюбивому Государю Великому князю Василию Ивановичю Всея Русии, чтобы ему государь ослободилъ в своих селех и в княженецкых отчинах, и в боярскых, искати извести волно.» [8]
 Известно, что крайне важным для Ростовской земли, по меньшей мере, с XI века, являлся путь через Шексну на Белоозеро. Также с середины XII в. в летописях появляется Углич (Углече поле). Какими путями они связывались с Ростовом? Возвращаясь к истории возникновения Исад, как связана с дорожной сетью Ростова расположенная в 12 км к северу от города деревня Исады (в черте современного посёлка Семибратово)? Исады на реке Устье явно тяготеют к Ростову, других объектов, ради которых было бы необходимо производить здесь высадку из судов на берег, просто нет. Если полагать, что высадка и выгрузка товара происходила ради знаменитых в более поздние времена исадских мельниц, то логичнее это место было бы назвать более точно, увязав с конечной целью высадки, например, Мельницы или Помолы… Но сама семантика имени «Исады» указывает на их транзитное предназначение, т.е. путники, купцы намеревались после высадки проследовать куда-то дальше, с иной целью.
Прекрасно отвечает на поставленные вопросы «Повесть о Борисоглебском монастыре…», он стоял также на р.Устье, в 23 км западнее д.Исады. Основание монастыря автор «Повести» относит к 1363 г., когда на постройку было получено благословение от приехавшего в Ростов Сергия Радонежского.
«… Лесы же бысть на сем месте изначала чёрныя. А дорога проходна ис Каргополя из Бела озера и из иных градовъ къ царствующему граду Москве и к Ростову.
… В дни благочестиваго Великаго Князя Димитрея Ивановича всея Руси в четвёртое лето государьства его … Прииде с ними на место сие, и много походивъ по пустыни сей… вся осмотривъ.» [8]
Как мы убедились выше, расположение монастырей на важнейших дорогах далеко не случайны, трудно отрицать их очевидное сторожевое и таможенное назначение. Достаточно поздняя легендарная дата основания монастыря в XIV в. не может исключать более раннего возникновения здесь монастыря или острога, ставшего впоследствии богатейшим в Московской Руси, «домашним» монастырём царей. «Повесть» ещё раз доказывает, что столь крупный монастырь вырос далеко не в глуши, а на важнейшем северном торговом пути. Именно отсюда основатель Борисоглебского монастыря игумен Феодор продолжил «монастырскую экспансию» в районе Вологды, на озере Кубенском и на Белоозере.
Очевидно, что путь из Ростова через Борисоглебский монастырь на Белоозеро проходил по р.Устье, выводил к Угличу на Волге и далее до устья Шексны. Между Ростовом и Угличем на нём располагались вне этих городов, в ключевых точках также ещё два монастыря:
v    Никола на Улейме («ворота» Углича, первое упоминание – 1460 г.);
v    Белогостицкий монастырь Св.Георгия неподалёку от Ростова, у Никольской дороги (его основание относят к нач. XV в., первое упоминание – сер.XVIв.).
Никольская дорога шла из д.Исады (Семибратово) через с.Николо-Перевоз, от которого и получила своё название, к Белогостицкому монастырю и Ростову. Понятным становится расположение д.Исады на «Устьинском пути» из Углича к Ростову. Исады стояли на северном берегу Устьи, на месте крутой излучины реки, где она резко изменяла направление течения с восточного на южное, устремляясь к р.Вёксе и озеру Неро. Вёкса является, по-сути, протокой из озера Неро, после слияния её с Устьей у с.Николо-Перевоз образуется р.Которосль. Правильнее считать Которосль продолжением Устьи. Вёкса – приток этой реки, причём при движении по воде из Устьи к Неро, войдя в Вёксу, приходится идти против течения, русло сильно искривлено. Вероятно, по этим причинам дальнейший путь из Исад к Ростову продолжался не по воде, а посуху, по Никольской дороге. Причём эта дорога шла не по западному берегу Устьи, а по восточному, более высокому, несмотря на то, что в Николо-Перевозе приходилось осуществлять переправу, дальше дорога на Белогостицкий монастырь шла по западному берегу Вёксы.
Любопытно, что у с.Николо-Перевоз, на противоположном берегу Устьи, расположена деревня с «говорящим» названием Кладовицы. Помня о «тяжести» водного пути по Которосли, можно предположить, что к этому месту подходила некая старая дорога, проходившая вдоль Которосли, сливавшаяся с Никольской. Таким образом, «Устьинский путь» реконструируется от Углича по р.Улейма, затем от Николо-Улейминского монастыря к селу Ильинское, далее по р.Устья до д.Исады и по Никольской дороге к Ростову.
В рассматриваемом микрорегионе необходимо также упомянуть монастырь «Николы на Жабне» на правом берегу Волги (в черте современного г.Калязин). Ссылки на его возникновение якобы в домонгольское время ничем не подкреплены. Первое летописное упоминание встречается только в 1372 г., когда литовский предводитель Кейстут разорил города на Верхней Волге, в т.ч. сжёг Скнятин (Кснятин) и монастырь Николы на Жабне. Позднее на противоположном берегу Волги возник Троицкий Калязин монастырь, давший начало городу.
Примечательно, что большинство монастырей на водных путях создавались во имя Николая Чудотворца – покровителя путешественников, мореходов и торговцев.
Литература:
1. Степашкин М.В. Исады – рождённые в плеске волн. М., Буки Веди, 2017.
2. Чернов С.З. Сфрагистический комплекс из Могутово…
3. Описание документов и бумаг хранящихся в Московском архиве министерства юстиции. Книга вторая. СП-б, 1872. С. 134.
4. Леонтьев А.Е. Гора святой Марии // Сообщения Ростовского музея. Вып. VI. Ростов, 1994. С. 218-230.
5. Официальный сайт департамента культуры Ярославской области // Объекты культурного наследия
6. Купцов И.В., Каретников А.Л. Разведки в Ростовском и Гаврилов-Ямском районах Ярославской области // Археологические открытия 2006 г. М., 2009. С. 221-222.
7. РГАДА, № 147. л. 91. Источник Патриаршего казённого приказа.
8. Не отступим. Издание Ростовского Борисо-Глебского монастыря, перевод Г.И. Трубицыной. М., Глобус, 1998.
9. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII вв. – докторская диссертация, 1995.
10. Колонизация северных окраин Древней Руси в XI-XIII вв. М., 1997.
11. Археологическое изучение Северо-Восточной Руси: колонизация и культурные традиции // Вестник РАН. № 12. 2009.
12. ПСРЛ. СПб., 1901. Т. 12. С. 75.

Комментариев нет:

Отправить комментарий