23 февраля 2018 г. в парадном зале Государских хором Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" прошла встреча в клубе "Музейная пятница". В рубрике «Жизнь музейного предмета» заведующий музеем, «Дом крестьянина Елкина», культурный
центр пос. Борисоглебский, к.и.н. Александр Морозов представил гостям клуба видовые открытки серии "Ростовский уезд" в собрании Ростовского музея.
Открытка
(первоначально открытое письмо) - особый вид почтовой карточки для открытого
письма (без конверта). Коллекционирование открыток называется филокартией.
Коллекционеры
до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Англичане считают,
что первая открытка была рождественской, и её автором стал в 1844 г. сэр Генри
Коул. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым
столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового
года!». Именно она открыла путь типографскому производству открыток.
30
ноября 1865 г. на почтовой конференции в г. Карлсруе в Германии
обер-почтмейстером Пруссии Генрихом Штефаном было сделано предложение о
введении нового «почтового листка» («Роst,-blatt), предназначенного для
открытых сообщений. «Почтовый листок» Штефана содержал уже основные признаки
сегодняшней открытки. Профессор военной академии в Вене Эммануил Герман 26
января 1869 г. в газете «Neue freie presse» писал о необходимости введения
карточек, которые он назвал уже «почтовыми карточками» («Роstkarten»). Австрийское
правительство, вспомнив предложение Штефана и сочетав его с дешевым тарифом,
который отстаивал Герман, 22 сентября 1869 г. выпустило первые в мире почтовые
открытые письма. Они были сделаны из плотной желтоватой бумаги размером 123X83
мм, несли надпечатку «Korrespondenz karte» («карточка для корреспонденции»)
по-немецки, или «Levelez`esi lap» по-венгерски, в их правом углу была
отпечатана почтовая марка лимонного цвета достоинством в 2 крейцера. Первые
австрийские открытки еще не имели рисунка. Происхождение же современных
иллюстрированных открыток таково: немцы приписывают изобретение
иллюстрированной открытки некоему книготорговцу Шварцу из Ольденбурга, который
в день объявления о мобилизации германских армий 16 июля 1870 г. выпустил
первую художественную открытку с виньеткой на адресной стороне, размером не
больше почтовой марки, изображающей артиллериста с пушкой, а вслед за тем п еще
две серии открыток, по 25 штук в каждой, с рисунками из издаваемого им же
иллюстрированного журнала «Volksbot».
Французы
утверждают, что именно они являются родоначальниками открытки. Французские солдаты
франко-прусской войны 1870 г. придумали новый способ передавать весточки своим
любимым и родным с полей сражений. Когда у них закончилась писчая бумага и
конверты, они начали вырезать прямоугольники из картона, в которых они
рассказывали о своей нелёгкой доле. А особо творческие натуры дополняли
написанное рисунком.
В
Россию поздравительные открытки поначалу привозились из-за границы, в основном
из Германии и в страну попадали благодаря купцам, которые с удовольствием
скупали цветные изображения и на них наносили надписи на русском языке. Очень
часто такая картинка выполняла и рекламную функцию, то есть сопровождала
какой-нибудь дорогой и изысканный товар, напоминая о его создателе.
С
1874 г., стал «точкой отсчёта» истории открытки, когда она получила официальное
признание на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. Единство почтовых тарифов и
такс, свобода пересылки транзитной почты легли в основу всеобщей почтовой
конвенции, подписанной 9 октября 1874 г., что устранило основные помехи,
мешавшие развитию международного почтового обмена. Был установлен единый
международный размер открытого письма 90х140 мм (в 1925 г. введён
новый международный размер 105х150
мм ). С этого времени начинает широко распространяться
новый, самый дешевый вид почтового отправления — открытое письмо.
Все
открытки, которые выпускаются в мире, можно разделить на несколько
разновидностей. Первая категория открыток – обыкновенные почтовые карточки, без
изображений, кроме государственного герба и марки, напечатанной на открытке. Ко
второй категории относятся иллюстрированные почтовые карточки, которые либо на
одной, либо на обеих сторонах имеют какое-либо изображение. Также,
иллюстрированные открытки можно поделить на две подкатегории – художественные
карточки и фотооткрытки. Художественные открытки обычно имеют иллюстрацию в
виде репродукции с какого-либо произведения искусства, или же они могут
воспроизводить художественную работу, подготовленную специально для нее. Фотооткрытки
отличаются тем, что их иллюстрации представляют собой фотографии с видами
местностей, каких-либо предметов, или же фотографии реальных людей.
Таким
образом, открытка, особенно, фотооткрытка (видовая, портретная) – это
хранительница памяти и вместе с тем современница исторических событий, многое
заметившая, запечатлевшая.
В
ГМЗ «Ростовский кремль» дважды проходили выставки дореволюционных открыток с
видами города. Однако, открытки, посвященные Ростовскому уезду, до 2002 г. не
экспонировались. Выставка, подготовленная тогда Н.В. Грудцыной, представляла
несомненный интерес и для специалистов, и для рядовых посетителей. В 2011 г.
часть фотооткрыток с видами сел Ростовского уезда экспонировалась на выставке «Ростовское
огородничество», созданной А.Г. Морозовым.
О
Ростовском уезде в книге А.А. Титова читаем: «Ростовский уезд охватывал
территорию Ростовского района, южной половины Гаврилов-Ямского (с селами
Великое и Осенево) и небольшую территорию современной Ивановской области до
реки Суходы, притока реки Нерль Клязьминская с населенными пунктами Нажерово,
Ивашево, Ильинское-Хованское. Территория уезда, занимала южную часть бывшей
губернии и формировалась вокруг котловины озеро Неро, составлявшего
своеобразное ядро Ростовских земель.
В
1798 г. в Ростовском уезде кроме Ростова и заштатного города Петровска насчитывалось
793 населенных пункта, а в 1860-е гг. – 786. По числу различных типов
поселений почти 1/4 всех сел, 1/3 слобод Ярославской губернии были
расположены в Ростовском уезде. Процент сел от общего числа селений был здесь в
более чем в 3 раза, слобод – в 4 раза, погостов – в 2 раза больше, а деревень
несколько меньше общегубернских показателей. Население Ростовского уезда по
данным 1798 г. составляло 101 333, а в 1859 г. – 120 802 человека.
Следовательно, его прирост с 1798 по 1850 гг. составил 19,2%. Наиболее густонаселенными
районами являлись земли, примыкавшие к озеру Неро. Здесь был расположен сам
город, большинство поселений по численности дворов входили в интервал от 50 до
400 домовладений, а населения – от 300 до 2500 человек обоего пола. На одну кв.
версту в 1850-е гг. среднем приходилось 53 жителя (в Поречье – 56), по губернии
в среднем – 36. Тогда как ближе к окраинам, например в даче Борисоглебских
слобод и Березниковской волости (запад) – 33,4; в Нажеровской волости
(северо-восток) – 23,2. Причинами такого размещения населения, кроме
плодородных почв, являлась близость его к речным путям и торговым дорогам, к
городу как центру крупной ярмарки.
В
середине XIX в. И.И. Хранилов писал, что благодаря широкому развитию торговли и
промышленности большая часть селений Ростовского уезда отличалась
многолюдством, богатством, высокой грамотностью и удобством жилища. В числе
заслуживавших особого внимания населенных пунктов, он выделял г. Петровск,
Борисоглебские слободы, села Вощажниково, Поречье-Рыбное, Угодичи и Воржу. Главные
занятия жителей состояли в хлебопашестве, разведении огородных овощей и цикория,
рыболовстве и разных промыслах.
Вслед
за городами, нередко возникавшими из сёл, особенно в ходе административной
реформы 1775–1785 гг. в крупных ростовских приозерных селах, распоряжениями
губернских, уездных властей и просвещенных помещиков, принимались специальные
меры, чтобы придать селениям соответствующий «городской» вид. По утверждённым
помещиками планам осуществлялась перепланировка: создавались правильной формы
кварталы, обустраивалась центральные площади, получавшие постоянные для
локального торгового центра атрибуты в виде соборов, храмовых комплексов,
общественных – административных зданий вотчинных правлений, торговых рядов,
пожарных депо с каланчой, школ, обсадки улиц деревьями, их мощение. Улицы,
прилегающие к центру, лучшие участки «красных посадов» отводились под застройку
домов наиболее состоятельных крестьян. Так, во второй четверти XIX в. с.
Поречье, по свидетельству современников, приобрело вид «красивого богатого
города с широкими мощеными улицами».
С
1883 г. в Ростовском кремле существовал музей, основанный и всемерно
поддерживаемый Гражданами Ростова – просвещенным купечеством, интеллигенцией,
общественностью России. С момента возникновения ростовского музея его
отцы-основатели и сотрудники понимали, что историческое значение имеет не
только сам кремль, застройка города с приходскими храмами, монастырями, но и
значительные храмовые комплексы, отдельные церкви и застройка больших и
богатых, ростовских торговых сел. Поэтому, появление видовых открыток,
относящихся к Ростовскому уеду не случайно.
И ныне сотрудники Ростовского музея бережно хранят, изучают и популяризируют наследие Ростовской земли. Это музейные экспедиции, археология, собирательская работа, научные статьи и публикации, информационный центр «Ростовская земля» – цифровая мультимедийная экспозиция и экскурсии.
В
собрании ГМЗ «Ростовский кремль» насчитывается всего 4365 художественных и
видовых открыток. Из них 3470 – видовых. 3100 – дореволюционных, до 1917 г . Среди издателей Ростовских открыток надо назвать Д.А. Иванова и В.П. Носкова в Ростове, Н.И. Финогеева в Ярославле. Типографии: Шерер, Набгольц и Ко; К. Фишер; Циммерман и Гавист; М.А. Келеберда, М. Кампель. Из крупнейших коллекционеров второй половины XX – начала XXI вв. назовем Виктора Дмитриевича Коткова и Вячеслава Александровича Кима, Елену Ильиничну Крестьянинову и Константина Вячеславовича Костюченко. Наиболее
значительной является коллекция В.Д. Коткова – 3752 единиц. Более 130 открыток
с видами города Ростова и около 90 открыток конца XIX – начала XX в. с видами селений Ростовского уезда
(вместе с дублями). Тематически данные открытки можно разделить на несколько
групп:
-
Озеро Неро – важнейший природный, экономический районообразующий фактор
Ростовского уезда. Отметим, что серия открыток «озеро Неро» относится к городу,
циклу «Ростов Великий».
-
Монастыри Ростовского уезда: Борисоглебский, Белогостицкий, Варницкий;
-
Храм Иоанна Богослова на Ишне XVII
в. – редчайший образец деревянного зодчества Центральной России;
-
Крупнейшие населенные пункты Ростовского уезда: села Поречье и Угодичи, Ильинское-Хованское и Вощажниково, заштатный город Петровск;
-
Отдельные приходские храмы Ростовского уезда: сел Макарово и Великого,
Троице на Бору и Юрьевской слободы, Никольского Погоста и Билюково.
О них и шла речь.
К сожалению, в аннотации проекта много "ляпов"...
ОтветитьУдалитьАвтор пишет: "Отдельные приходские храмы Ростовского уезда: сел Макарово и Великого, Троице на Бору и Юрьевской слободы, Никольского Погоста и Билюково". На самом деле Село Великое ЯРОСЛАВСКОГО уезда, а Билюково вообще не Ярославской, а Владимирской губернии...
Почему они издателями открыток считаются "Окрестностями Ростова Великаго" - а для "приближения к великому", образно и условно...
Мы ведь не будем издателям начала XX века объяснять, как они не правы, назвав серию "Окрестности Ростова"?
Удалить