Страницы

Страницы

среда, 28 февраля 2018 г.

Видовые открытки серии "Ростовский уезд" в собрании Ростовского музея

23 февраля 2018 г. в парадном зале Государских хором Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль" прошла встреча в клубе "Музейная пятница". В рубрике «Жизнь музейного предмета» заведующий музеем, «Дом крестьянина Елкина», культурный центр пос. Борисоглебский, к.и.н. Александр Морозов представил гостям клуба видовые открытки серии "Ростовский уезд" в собрании Ростовского музея.


Открытка (первоначально открытое письмо) - особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Коллекционирование открыток называется филокартией.

Коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Англичане считают, что первая открытка была рождественской, и её автором стал в 1844 г. сэр Генри Коул. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за празднично накрытым столом, а картинку дополняла подпись: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!». Именно она открыла путь типографскому производству открыток.
30 ноября 1865 г. на почтовой конференции в г. Карлсруе в Германии обер-почтмейстером Пруссии Генрихом Штефаном было сделано предложение о введении нового «почтового листка» («Роst,-blatt), предназначенного для открытых сообщений. «Почтовый листок» Штефана содержал уже основные признаки сегодняшней открытки. Профессор военной академии в Вене Эммануил Герман 26 января 1869 г. в газете «Neue freie presse» писал о необходимости введения карточек, которые он назвал уже «почтовыми карточками» («Роstkarten»). Австрийское правительство, вспомнив предложение Штефана и сочетав его с дешевым тарифом, который отстаивал Герман, 22 сентября 1869 г. выпустило первые в мире почтовые открытые письма. Они были сделаны из плотной желтоватой бумаги размером 123X83 мм, несли надпечатку «Korrespondenz karte» («карточка для корреспонденции») по-немецки, или «Levelez`esi lap» по-венгерски, в их правом углу была отпечатана почтовая марка лимонного цвета достоинством в 2 крейцера. Первые австрийские открытки еще не имели рисунка. Происхождение же современных иллюстрированных открыток таково: немцы приписывают изобретение иллюстрированной открытки некоему книготорговцу Шварцу из Ольденбурга, который в день объявления о мобилизации германских армий 16 июля 1870 г. выпустил первую художественную открытку с виньеткой на адресной стороне, размером не больше почтовой марки, изображающей артиллериста с пушкой, а вслед за тем п еще две серии открыток, по 25 штук в каждой, с рисунками из издаваемого им же иллюстрированного журнала «Volksbot».
Французы утверждают, что именно они являются родоначальниками открытки. Французские солдаты франко-прусской войны 1870 г. придумали новый способ передавать весточки своим любимым и родным с полей сражений. Когда у них закончилась писчая бумага и конверты, они начали вырезать прямоугольники из картона, в которых они рассказывали о своей нелёгкой доле. А особо творческие натуры дополняли написанное рисунком.
В Россию поздравительные открытки поначалу привозились из-за границы, в основном из Германии и в страну попадали благодаря купцам, которые с удовольствием скупали цветные изображения и на них наносили надписи на русском языке. Очень часто такая картинка выполняла и рекламную функцию, то есть сопровождала какой-нибудь дорогой и изысканный товар, напоминая о его создателе.
С 1874 г., стал «точкой отсчёта» истории открытки, когда она получила официальное признание на Всемирном почтовом конгрессе в Берне. Единство почтовых тарифов и такс, свобода пересылки транзитной почты легли в основу всеобщей почтовой конвенции, подписанной 9 октября 1874 г., что устранило основные помехи, мешавшие развитию международного почтового обмена. Был установлен единый международный размер открытого письма 90х140 мм (в 1925 г. введён новый международный размер 105х150 мм). С этого времени начинает широко распространяться новый, самый дешевый вид почтового отправления — открытое письмо.
Все открытки, которые выпускаются в мире, можно разделить на несколько разновидностей. Первая категория открыток – обыкновенные почтовые карточки, без изображений, кроме государственного герба и марки, напечатанной на открытке. Ко второй категории относятся иллюстрированные почтовые карточки, которые либо на одной, либо на обеих сторонах имеют какое-либо изображение. Также, иллюстрированные открытки можно поделить на две подкатегории – художественные карточки и фотооткрытки. Художественные открытки обычно имеют иллюстрацию в виде репродукции с какого-либо произведения искусства, или же они могут воспроизводить художественную работу, подготовленную специально для нее. Фотооткрытки отличаются тем, что их иллюстрации представляют собой фотографии с видами местностей, каких-либо предметов, или же фотографии реальных людей.
Таким образом, открытка, особенно, фотооткрытка (видовая, портретная) – это хранительница памяти и вместе с тем современница исторических событий, многое заметившая, запечатлевшая.
В ГМЗ «Ростовский кремль» дважды проходили выставки дореволюционных открыток с видами города. Однако, открытки, посвященные Ростовскому уезду, до 2002 г. не экспонировались. Выставка, подготовленная тогда Н.В. Грудцыной, представляла несомненный интерес и для специалистов, и для рядовых посетителей. В 2011 г. часть фотооткрыток с видами сел Ростовского уезда экспонировалась на выставке «Ростовское огородничество», созданной А.Г. Морозовым.
О Ростовском уезде в книге А.А. Титова читаем: «Ростовский уезд охватывал территорию Ростовского района, южной половины Гаврилов-Ямского (с селами Великое и Осенево) и небольшую территорию современной Ивановской области до реки Суходы, притока реки Нерль Клязьминская с населенными пунктами Нажерово, Ивашево, Ильинское-Хованское. Территория уезда, занимала южную часть бывшей губернии и формировалась вокруг котловины озеро Неро, составлявшего своеобразное ядро Ростовских земель.
В 1798 г. в Ростовском уезде кроме Ростова и заштатного города Петровска насчитывалось 793 населенных пункта, а в 1860-е гг. – 786. По числу различных типов поселений почти 1/4 всех сел, 1/3 слобод Ярославской губернии были расположены в Ростовском уезде. Процент сел от общего числа селений был здесь в более чем в 3 раза, слобод – в 4 раза, погостов – в 2 раза больше, а деревень несколько меньше общегубернских показателей. Население Ростовского уезда по данным 1798 г. составляло 101 333, а в 1859 г. – 120 802 человека. Следовательно, его прирост с 1798 по 1850 гг. составил 19,2%. Наиболее густонаселенными районами являлись земли, примыкавшие к озеру Неро. Здесь был расположен сам город, большинство поселений по численности дворов входили в интервал от 50 до 400 домовладений, а населения – от 300 до 2500 человек обоего пола. На одну кв. версту в 1850-е гг. среднем приходилось 53 жителя (в Поречье – 56), по губернии в среднем – 36. Тогда как ближе к окраинам, например в даче Борисоглебских слобод и Березниковской волости (запад) – 33,4; в Нажеровской волости (северо-восток) – 23,2. Причинами такого размещения населения, кроме плодородных почв, являлась близость его к речным путям и торговым дорогам, к городу как центру крупной ярмарки.
В середине XIX в. И.И. Хранилов писал, что благодаря широкому развитию торговли и промышленности большая часть селений Ростовского уезда отличалась многолюдством, богатством, высокой грамотностью и удобством жилища. В числе заслуживавших особого внимания населенных пунктов, он выделял г. Петровск, Борисоглебские слободы, села Вощажниково, Поречье-Рыбное, Угодичи и Воржу. Главные занятия жителей состояли в хлебопашестве, разведении огородных овощей и цикория, рыболовстве и разных промыслах.
Вслед за городами, нередко возникавшими из сёл, особенно в ходе административной реформы 1775–1785 гг. в крупных ростовских приозерных селах, распоряжениями губернских, уездных властей и просвещенных помещиков, принимались специальные меры, чтобы придать селениям соответствующий «городской» вид. По утверждённым помещиками планам осуществлялась перепланировка: создавались правильной формы кварталы, обустраивалась центральные площади, получавшие постоянные для локального торгового центра атрибуты в виде соборов, храмовых комплексов, общественных – административных зданий вотчинных правлений, торговых рядов, пожарных депо с каланчой, школ, обсадки улиц деревьями, их мощение. Улицы, прилегающие к центру, лучшие участки «красных посадов» отводились под застройку домов наиболее состоятельных крестьян. Так, во второй четверти XIX в. с. Поречье, по свидетельству современников, приобрело вид «красивого богатого города с широкими мощеными улицами».
С 1883 г. в Ростовском кремле существовал музей, основанный и всемерно поддерживаемый Гражданами Ростова – просвещенным купечеством, интеллигенцией, общественностью России. С момента возникновения ростовского музея его отцы-основатели и сотрудники понимали, что историческое значение имеет не только сам кремль, застройка города с приходскими храмами, монастырями, но и значительные храмовые комплексы, отдельные церкви и застройка больших и богатых, ростовских торговых сел. Поэтому, появление видовых открыток, относящихся к Ростовскому уеду не случайно.
И ныне сотрудники Ростовского музея бережно хранят, изучают и популяризируют наследие Ростовской земли. Это музейные экспедиции, археология, собирательская работа, научные статьи и публикацииинформационный центр «Ростовская земля» – цифровая мультимедийная экспозиция и экскурсии.
В собрании ГМЗ «Ростовский кремль» насчитывается всего 4365 художественных и видовых открыток. Из них 3470 – видовых. 3100 – дореволюционных, до 1917 гСреди издателей Ростовских открыток надо назвать Д.А. Иванова и В.П. Носкова в Ростове, Н.И. Финогеева в Ярославле. Типографии: Шерер, Набгольц и Ко; К. Фишер; Циммерман и Гавист; М.А. Келеберда, М. Кампель. Из крупнейших коллекционеров второй половины XX – начала XXI вв. назовем Виктора Дмитриевича Коткова и Вячеслава Александровича Кима, Елену Ильиничну Крестьянинову и Константина Вячеславовича Костюченко. Наиболее значительной является коллекция В.Д. Коткова – 3752 единиц. Более 130 открыток с видами города Ростова и около 90 открыток конца XIX – начала XX в. с видами селений Ростовского уезда (вместе с дублями). Тематически данные открытки можно разделить на несколько групп:
- Озеро Неро – важнейший природный, экономический районообразующий фактор Ростовского уезда. Отметим, что серия открыток «озеро Неро» относится к городу, циклу «Ростов Великий».
- Монастыри Ростовского уезда: Борисоглебский, Белогостицкий, Варницкий;
- Храм Иоанна Богослова на Ишне XVII в. – редчайший образец деревянного зодчества Центральной России;
- Крупнейшие населенные пункты Ростовского уезда: села Поречье и Угодичи, Ильинское-Хованское и Вощажниково, заштатный город Петровск;
- Отдельные приходские храмы Ростовского уезда: сел Макарово и Великого, Троице на Бору и Юрьевской слободы, Никольского Погоста и Билюково.
О них и шла речь.

А.Г. Морозов, Н.В. Грудцына









































Ростовский кремль, Красная палата, музейная пятница, Александр Морозов,
23 февраля 2018. Фото Л.А. Ельниковой

2 комментария:

  1. К сожалению, в аннотации проекта много "ляпов"...
    Автор пишет: "Отдельные приходские храмы Ростовского уезда: сел Макарово и Великого, Троице на Бору и Юрьевской слободы, Никольского Погоста и Билюково". На самом деле Село Великое ЯРОСЛАВСКОГО уезда, а Билюково вообще не Ярославской, а Владимирской губернии...
    Почему они издателями открыток считаются "Окрестностями Ростова Великаго" - а для "приближения к великому", образно и условно...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы ведь не будем издателям начала XX века объяснять, как они не правы, назвав серию "Окрестности Ростова"?

      Удалить