Ростовский жилой
интерьер XIX – начала XX
вв., представляет большой интерес. Иконы были неотъемлемым элементом убранства
жилого интерьера русского быта, занимали важное место в повседневной жизни.
Иконы находились почти в каждом жилом помещении дома. Размещение икон в парадных комнатах зависело, прежде всего, от религиозности и вкусов хозяев. Если в парадных комнатах иконы не всегда помещали, то в спальнях они были обязательны.
Принадлежностью
спальни, судя по описям имущества ростовских купцов, мещан и богатых крестьян,
были киоты — угольники-божницы. В них размещались фамильные и брачные иконы в
дорогих серебряных окладах, перед иконами горели лампады.
Некоторые из киотов
или «божниц» были значительных размеров, краcнoго дерева, с застекленными
дверцами. Встречаются киоты и «простого дерева», и украшенные резьбой, и даже
золоченые. А.А. Титов, описывая дома богатых крепостных крестьян, которые во
многом подражали городским купцам, указывал, что «иконы у них все в ризах и
киотах» и что эти «украшения» являлись особым предметом гордости.
В толковом
словаре Владимира Даля есть подробное определение: «Божница — ...украшена
иконами, св. книгами для молитвы. Стекольчатый шкаф, поставец разной величины и
вида, во всю стену, половинчатый, либо малый, на полочке, для постановки икон,
образов, богов, божества, киот, кивот, иногда только полочка, угольник, косыня,
потому, что народ не подвешивает образов, а ставит их».
В спальных
комнатах ряда каменных двухэтажных крестьянских домов Поречья-Рыбного
встречается полочка для икон, оформленная аналогично потолочному карнизу, в
виде углубления в стене или откоса в красном углу под 45 гр., нередко по
диагонали от изразцовой печи или лежанки.
В условный «стандартный»
набор икон в домах жителей Ростова и в домах богатых крестьян приозерных
торговых сел в XIX в., круг предпочитаемых изображений. входили следующие
иконы: Спаситель, Воскресение Христа, Богородица (Владимирская, Казанская,
Тихвинская, Толгcкая), Николай Чудотворец, Сергий Радонежский, Дмитрий
Ростовский. В этот круг нужно включить изображения святых, являвшихся личными
покровителями членов данной семьи.
Литература и источники:
Сазонова
Е.И. Мир вещей ростовского обывателя XIX века: домашние иконы // История и
культура Ростовской земли 1995. Ростов, 1996. С. 185-193.
Титов
А.А. Статистико-экономическое описание Ростовского уезда Ярославской губернии.
Спб., 1885. С. 237.
Даль
В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I. М., 1955.
Столярова Е.Н. Киоты в
дворянском и крестьянском интерьерах первой половины XIX века // «Тарханский вестник» 2001.
Вып. 13. л. 89-95.
Фото
1-3: А.Г. Морозов. Полочки, красные углы для икон в каменных домах
Поречья-Рыбного. Материалы комплексной, научно-исследовательской экспедиции
ГМЗ «Ростовский кремль», 2011.
Фото 4: Выставка
«Борисоглебский музей: история и будущее», Ростовский кремль, 2016. Фрагмент.
Справа в углу - киот напольный. Россия. XIX в. // ГМЗРК. ДБ-265/6. Дерево, лак,
стекло, резьба, золочение, 270х65х65. С иконами: св. Николай Чудотворец,
избранные святые: Мария, Анна, Елизавета и Вера, св. муч. Александр, средина XIX в. Дерево, левкас, темпера. Принадлежал богатым
крестьянам Борисоглебских слобод Грабовским.
Комментариев нет:
Отправить комментарий